ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ПРЕДЕЛАМ
(проект научно-образовательных семинаров по философии истории «Эсхатос»)

Проекты

О.А. Довгополова, А.А. Каменских

Мы живём в странное время – уже пережит очередной конец света, позади остался конец истории, нам пророчат одновременно эру преобразования человечества и гибели цивилизации, безнадёжно расслоились история и память, разветвились возможные пути движения прошлого. Современный человек находится в странных отношениях с прошлым. Наверное, наиболее адекватным словом для обозначения этих отношений в целом оказывается «разрыв» или «предел». В контексте размышлений над проблемой «предела» в истории авторы этих строк разработали концепцию научно-образовательного семинара «Эсхатос», ставшего совместным проектом Одесского национального университета имени И.И. Мечникова (Украина) и Пермского государственного национального исследовательского университета (Россия). Сейчас мы можем подводить некоторые итоги работы – состоялось уже три «раунда» обсуждения (осенью 2010, 2011 и 2012 гг.) в Одессе. В работе семинара принимали участие представители более чем двадцати университетов из девяти стран (Болгария, Германия, Израиль, Италия, Молдова, Россия, Узбекистан, Украина, Франция). Мы ориентировались именно на формат семинара, в котором принимает участие небольшое количество специалистов, чтобы иметь возможность обговаривать доклады, не глядя на часы. По результатам работы семинара издано два достаточно разножанровых, но, на наш взгляд, интересных сборника размышлений участников семинара . Готовится к изданию третий.
Понятие ??????? показалось для нас наиболее адекватным для обозначения специфики направленности нашего научного поиска. ??????? в древнегреческом – наречие, означающее пребывание «на пределе», в точке размыкания связанности. Древнегреческий богат на термины, связанные с понятием края, рубежа, предела (семантические гнёзда ?????'а и ?????'а, ???????'а и ????'а). ??????? указывает на предел как на своего рода чистый экстремум (доблести или низости, границы географической области или длящегося процесса). «Пребывание в точке предела» не может быть описано посредством объективирующей терминологии; этот непротяжённый, а потому необъективируемый локус может быть мгновенно «схвачен» лишь изнутри – не существительным, но наречием, выявляющим это «нахождение на пределе, на грани, на рубеже». А это и есть ???????.
Проблему «предела» можно с полным правом назвать одной из ключевых проблем в философии истории. «Предел», «граница», контур, межа — это то, что подводит нас к центральному понятию философии истории, понятию «События». Событие (историческое Событие) всегда определено — о-пределено — тем, что находится вокруг него, во времени, в пространстве. Нам был интересен тот ракурс видения События, который отсылает к видению изнутри, с точки зрения участника. Переживание «предела» в разнообразии своих форм мы и хотели обозначить как предмет нашего разговора. Не замахиваясь на возможность исчерпания темы, мы поставили себе целью ориентироваться не на обобщения, а на внимательное рассмотрение конкретных проявлений переживания «предела».
Подобный подход может оказаться результативным только в рамках разговора «на заданную тему», поэтому работа семинара была спланирована по большим тематическим блокам. Мы позволим себе очертить проблематику этих тематических блоков, не касаясь отдельных выступлений (в скобках мы обозначим key-speakers конкретных направлений работы семинара).
Первый семинар «Эсхатос: философия истории в ожидании конца истории» прошел осенью 2010 г. Организаторы сконцентрировали внимание на тех религиозных, идеологических, художественных конструктах, которые очерчивают представления об окончании целенаправленного исторического процесса. Значимым для нас было то, что представление о конце истории может реализовываться в картинах и конца света, и достижения некоего идеального состояния, в котором невозможны События. В исторически-ориентированных картинах мира история видится как часть общего времени существования человечества, связанная с тяжким преодолением трудностей, антагонизмов, с продвижением по определенным ступеням. Поэтому среди вариантов конца истории в европейском сознании рядом оказываются как эсхатологические картины, связанные с катастрофическим finis mundi, так и разнообразные варианты проектов «царства Божьего на земле» (от раннехристианского хилиазма и Мюнстерской коммуны до проекта Ф. Фукуямы). Общим в них оказывается выход человечества из событийного пространства – для наших целей неважно, видится ли это как конец света или какой угодно выход из событийного поля. В этом контексте на семинаре были рассмотрены варианты позднеантичных проектов видения мира «на пределе»: становление христианской философии истории в концепции «зернистого времени» в христианских и гностических построениях II-IV вв. (А. Каменских), эсхатологический проект Тертуллиана и историков церкви IV в. (П. Майборода). Были рассмотрены эсхатологические концепции средних веков и начала нового времени: философия истории Иоахима Флорского по данным Liber Figurarum (А.А. Каменских), ожидания 7000-го года по материалам молдавских исторических хроник (Н.Д. Руссев), конец света в пророчествах Квирина Кульмана (Е. Кузьмин).
Отдельной темой обсуждения на первом семинаре стало переживание разрывов во времени в европейском сознании первой четверти ХХ в. (Т. Попова, Л. Сыченкова, И. Голубович, М. Вишке, Г. Микелетти). В этом контексте для организаторов было важно сконцентрироваться также на проблеме личностного переживания перелома, жизни гуманитария в эпоху «на пределе». Исходное предположение о созвучности некоторых эпох в контексте переживания идеи предела подтолкнуло нас к обсуждению созвучности философии истории первой четверти ХХ века и эпохи постмодернизма (О. Довгополова). Современная эсхатология рассматривалась на материалах художественной литературы и массовой культуры (Е. Сурова, Э. Мартынюк)
Два последующих раунда работы семинара были обозначены общим названием «Эсхатос: философия истории в контексте идеи предела». В 2011 и 2012 гг. центром внимания организаторов стало понятие «предела» в переживании исторического времени. Кроме проблемы конца истории были рассмотрены проблемы разрыва времени, выхода в параллельные временные направления.
«Эсхатос-II» выстраивался вокруг нескольких стержневых тем. Первой стало размыкание времени в вечность в позднеантичном сознании. На фоне классических античных концепций соотношения времени и вечности и их отголосков в исламской философии (М. Чейз) рассматривались концепции размыкания времени в вечность в концепциях Плотина, Ямвлиха, Прокла, Дамаския, Симпликия (А. Каменских). Эту же линию обсуждения продолжили экскурсы в проблему прерывания времени без исчезновения этого мира в средневековом христианском и иудейском сознании (О. Луговой, П. Майборода, Е. Кузьмин).
Отдельной темой разговора стало переживание разрывов времени в сознании наших современников. Участники семинара анализировали маргинальные пространства современной культуры, обнаруживающие такие странные феномены, как дадаизация эсхатологии (Э. Мартынюк), игры с памятью и формирование фантомных вариантов исторической памяти (О. Довгополова, О. Штайн). Значимым для нас было обсуждение феномена Чернобыля в различных пластах коллективной памяти (М. Волкова-Могилевич). Особые ракурсы проблемы разрыва исторической ткани рассматривались на материалах современной художественной литературы (Е. Абдуллаев) и кинематографа (О. Кириллова).
Особенно значимой для организаторов «Эсхатоса» является тема судеб интеллектуальных традиций в контексте разрыва ткани исторической связанности. Традиция, налетев на исторический разлом, или приостанавливается/исчезает, или претерпевает удивительные превращения в путешествиях «по ту сторону». Разведки в этой области привели организаторов «Эсхатоса» к обсуждению проблемы «интеллектуальной контрабанды» - незаконного перенесения в пространства с выраженным идеологическим контролем заведомо запретного материала. Частью работы «Эсхатоса-II» стал круглый стол по проблеме интеллектуальной контрабанды, где рассматривались как конкретные варианты интеллектуальной контрабанды в советском гуманитарном пространстве (О. Довгополова, В. Кебуладзе), так и перспективы «контрабандной» проблематики в культуре романтизма и современной потребности «в контрабандистах духа» (В. Ермоленко, В. Менжулин). Продуктивность обсуждения подтолкнула нас к организации в рамках «Эсхатоса-III» второго круглого стола по интеллектуальной контрабанде, посвященного на сей раз А.Ф. Лосеву. Выступления (Л. Жмудь, Е. Петриковская, В. Троицкий) вызвали напряженную дискуссию, сложные и противоречивые результаты которой мы надеемся обсудить в готовящемся третьем сборнике.
«Эсхатос-III» был посвящен в первую очередь проблематике разрывов исторической памяти. В наши дни проблема разрыва памяти предстаёт с особой остротой в неспособности воспринять рассказ о прошлом. Особенно болезненно эти разрывы ощущаются в контексте памяти «событий-на-пределе» (определение С. Фридландера). В данной перспективе отдельную проблему составляет феномен вторичного свидетельства и техник восстановления способности адекватного прочтения свидетельств (О. Довгополова). Участниками семинара анализировались конкретные ситуации разрывов исторической памяти (А. Мисюк, М. Найдорф). Кроме того, мы имели возможность войти в мастерскую создателей украинской части материалов фонда С. Спилберга (Т. Малахова-Чайка) и болгарского сайта «Saved Archives», созданного на материалах архива кн. А.П. Мещерского, значимого представителя русской эмиграции в Болгарии (Т. Галчева).
Итогом работы семинаров «Эсхатос» мы можем назвать формирование живого коммуникативного пространства, в котором происходит междисциплинарное обсуждение проблематики восприятия исторического времени. Каждый семинар открывает для нас новые области исследования. В настоящий момент организаторы нацелены на проведение дистанционных встреч с теми из наших участников, которые не могут добраться до Одессы лично. «Проба пера» в дистанционных заседаниях «Эсхатоса» была осуществлена 21 декабря 2012 г. (конечно, мы не могли пройти мимо «конца света»!) – Одессу и Пермь соединил вебинар, посвященный перекличкам в темпоральных схемах позднеантичных мыслителей и Льва Карсавина (А. Каменских). Каждый новый шаг нашей работы обнаруживает новые «пределы», к которым хочется присмотреться более внимательно. Мы и сами стоим на некоем рубеже, разломе памяти, эпох, традиций. Хотелось бы, чтобы нам хватило сил в прочерчивании «путеводителя по пределам».   


Информация об авторах:


Оксана Андреевна Довгополова, доктор филос. наук, профессор кафедры философии естественных факультетов Одесского национального университета имени И.И. Мечникова (Одесса, Украина)
Алексей Александрович Каменских, канд. филос. наук, доцент кафедры истории философии Пермского государственного национального исследовательского университета.


Эсхатос: философия истории в предчувствии конца истории. – Одес­са: ФЛП «Фридман А.С.», 2011. – 366 с.; Эсхатос-II: философия истории в контексте идеи «предела»: сб. статей. – Одесса: ФЛП «Фридман А.С.», 2012. – 280 с.