II.3. На классическом материале или на современном?
Этот вопрос напоминает старинный «спор о старых и новых»... Для многих дисциплин такой вопрос вообще не возникает. Хотя даже при специализации «история латинской литературы» быва­ют и темы по Горацию, и темы по горациеведению в Европе и Америке за последние двадцать лет. Но, конечно, для диплома по современной родной словесности «классических» альтернатив не существует.
Как бы то ни было, студенты нередко, услышав от профессора темы вроде «петраркист шестнадцатого века» или «литератор-клас­сицист», просят себе лучше Гарсиа Маркеса или Грэма Грина. Бы­вает, что их выбор диктуется нежной любовью. Против любви не пойдешь. Но часто в истоке тяги к современности лежит иллюзия, будто современный автор легче и занимательнее классика.
Запомните, что современный предмет всегда труднее клас­сического. Конечно, список литературы по нему, как правило, ко­роче; большинство текстов под рукой; и первый этап изучения может проходить не в тиши библиотек, а на пляже в обнимку с романом. Но вот диплом-то... либо вы собираетесь предаться бол­тологии, повторяя то, что сказано газетными критиками, и тогда наш разговор окончен (имейте, впрочем, в виду, что и по петрар­кистам можно предаваться болтологии) либо вам желательно ска­зать новое слово, и тут оказывается, что для старых авторов вы­работались устойчивые интерпретационные схемы, от которых вы можете отталкиваться, а вот о современных авторах суждения критиков пока еще смутны, они не устоялись, ваш собственный критический взгляд размыт ввиду отсутствия перспективы, и де­лать выводы — мучительнейшее дело.
Безусловно, старинный автор читается помедленнее. Биб­лиография по нему будет подлиннее. Но зато она уже кем-то по­добрана, можно воспользоваться готовыми списками работ.
Вдобавок, если подходить к диплому как к возможности на­тренироваться писать научный текст, старый материал предлага­ет больше упражнений. Если дипломник намерен стать критиком современной литературы, диплом, может статься, — последняя его возможность соприкоснуться с литературой прошлого, выра­ботать вкус и интерпретирующий подход. Глупо не ухватиться за такую возможность. Многие из крупных современных писателей, самых авангардных, защищали дипломы не по Джойсу или Паун­ду, а по Данте и Шекспиру.
Разумеется, нельзя слишком уж обобщать, и не исключено, что талантливый начинающий ученый сможет провести историчес­кий или стилистический анализ современной литературы с такой же глубиной и филологической точностью, как если бы он рабо­тал над классикой.
Кроме того, многое зависит от специфики дисциплины. В фи­лософии, скажем, «читабельность» и «легкость» не всегда прису­щи современности: Гуссерлем труднее заниматься, чем Декартом, и Паскаль читается запоем, а Карнап — наоборот.
Поэтому окончательный совет, который на самом деле можно дать, таков: подходите к современному автору, как если бы он был древним, а к древнему — как если бы он был современным. Это и вам интереснее, и для работы нужнее.
НАЗАД | ВПЕРЁД