III. СБОР МАТЕРИАЛА


III.1. Доступность источников
III.1.1. Что является источником для научной работы?
В дипломной работе изучается предмет при помощи орудий. Во многих случаях предметом является книга, орудиями — другие книги. Таково положение, скажем, с темой «Экономические воз­зрения Адама Смита», предмет — книги Адама Смита, орудия — книги по Адаму Смиту. Следовательно, книги Адама Смита мож­но назвать первичными источниками, а книги об Адаме Смите вторичными источниками или критической литературой. Разу­меется, будь предметом «Формирование экономических воззре­ний Адама Смита», первичным источником выступали бы сочи­нения, из которых Адам Смит почерпнул свою теорию. Конечно, предметом могут быть и исторические события (или дискуссии, вызванные событиями), но и они всегда представлены в виде ис­точников — документов, описаний, то есть текстов.
Предметом исследования может быть явление жизни: мигра­ция населения, поведение группы детей, общественное мнение о популярной телепередаче. Казалось бы, источник пока еще не об­рел письменную форму. Но он приобретет ее, войдя в ваш диплом. Вы сами составите подборки статистических данных, запишете тексты опросов, подберете фотографии и даже аудиовизуальные экспонаты. Что до критической литературы, она существует, не может не существовать. Только вместо книг и статей из научной прессы критической литературой здесь станут статьи из популяр­ных журналов и газет или документы различного свойства.
Никогда не забывайте различать источники и критическую ли­тературу. Имейте в виду: в исследованиях сплошь и рядом приве­дены отрывки из источников, но для вас — как вы увидите по следующему разделу — это уже вторичные источники. В том-то
и опасность, что при спешном и беспорядочном подборе матери­ала недалеко до перемешивания источников и критической лите­ратуры. Если тема работы «Экономические воззрения Адама Сми­та», а вы по мере написания диплома все больше чувствуете, что втягиваетесь в полемику с неким автором, писавшим о Смите, остановитесь! Либо возвращайтесь к источнику, либо переназо­вите тему в духе: «Переосмысление экономических воззрений Адама Смита в либеральной английской науке нашего времени».
Это не избавит вас от обязанности знать взгляды Смита, но, безусловно, позволит вплотную заняться не тем, что говорил Смит, а тем, что говорили о Смите люди, изучавшие его доктрину. В то же время, безусловно, дабы дискутировать по существу с этими изучавшими, вы обязаны сопоставлять их высказывания с под­линником, то есть со Смитом.
Представимы, однако, ситуации, когда подлинник не так уж важен . Одно дело диплом о мировоззрении дзен в Японии: для этого надо знать японский, не доверять скудным европейским публикациям. Другое дело тема: «Влияние моды дзен на литера­турный и артистический американский авангард пятидесятых». Ясно, что здесь не так уж важно знать теологические и филологические тонкости мировоззрения дзен, а следует разбираться в другом: как отголоски подлинного феномена трансформировались в элементы художественной культуры Запада. Название диплома будет сформулировано так: «Мотивы дзен в поэтике Сан-Фран­цисского Возрождения (50-е гг.)». Источниками в данном случае станут произведения Керуака, Гинзберга, Ферлингетти; с ними и следует работать, а в отношении дзен за глаза достаточно хоро­шей монографии и нескольких текстов в переводах. Естественно, это в случае, если не ставится целью доказать, что калифорний­ские люди искусства полностью извратили философию подлин­ного дзен. Для такой работы не обойтись без чтения текстов в оригинале. Но если исследуются влияния переведенных японских текстов, займемся именно тем, какой же смысл получили эти мо­тивы в Калифорнии, а вовсе не тем, что такое дзен в представлениях японцев.
Так мы убеждаемся, насколько существенно сразу выделить истинный предмет исследования, потому что только на этом ос­новании делается вывод: доступны или недоступны вам первоис­точники.
В разделе III.2.4 вы найдете пример того, как можно, начав практически с нуля, отыскать в очень убогой библиотеке перво­источники, необходимые для выполнения работы. Пример, одна­ко же, атипичный. Лучше не, начав работу, лишь после этого ис­кать источники, а наоборот: еще до выбора темы удостовериться, что источники 1) в принципе достижимы; 2) действительно дос­тижимы; 3) постижимы при вашей рабочей компетенции.
Судите сами. Кто берется за рукописи Джойса, должен учиты­вать, что хранятся они в университете Буффало, и должен проду­мать, удастся ли ему до этого самого Буффало доехать. С энтузи­азмом хватаясь за исследование на основе документов из некоего семейного архива, хранящегося в частном имении около вашего города, убедитесь, что семья, владеющая архивом, не обладает сволочным характером и не объявила, что к бумагам подпускает только мировых знаменитостей... Пусть в монастыре в двух ша­гах от вашего дома и лежит куча средневековых рукописей, но что толку, если вы не изучали палеографию? Как вы эти рукописи прочтете?
Да и без подобных сложностей, вот, скажем, беретесь вы за нормального автора, но, не имея его текстов на языке оригинала, не зная, где их достать, вы сможете только мотаться из библиоте­ки в библиотеку, из города в город. Может, вы собираетесь выпи­сать микрофильмы всех сочинений вашего героя? Удостоверьтесь сначала, что имеете доступ к аппарату для чтения микрофиль­мов. И, кстати, если у вас неважное зрение или частые коньюнк­тивиты, сторонитесь этого нервного рода занятий.
Не стоит, даже будучи страстным кинолюбителем, браться за фильмы второстепенного режиссера немого кино, чтоб потом обнаружить, что его ленты лежат только в киноархиве Вашингто­на, а дубликатов они делать не хотят.
Уяснив картину с источниками, определитесь также и в отно­шении критической литературы. Вы берете, скажем, тему по ред­кому автору восемнадцатого века, потому что в районной биб­лиотеке напротив дома имеется, чистая случайность! первоизда­ние его книги. Но подумайте: что если выяснится, что критичес­кая литература по этому произведению может быть только купле­на, и за очень порядочную сумму денег?
Выходом из подобных затруднений не может быть решение прочитать только то, что есть. Прочитать вам придется все, что существует по данному предмету, то есть все существенное, что существует; а источники к тому же прочитать в оригинале (см. следующий раздел).
Вместо непростительно легкомысленных недоработок лучше сразу меняйте тему диплома (см. принципы выбора, описанные выше в главе II).
Для примера опишу несколько дипломов, которые были за­щищены в недавнее время и где предметы были обозначены с великолепной точностью, ограничены до пределов полной под­контрольности, несомненно соответствовали уровню пишущих и дали результаты в высшей степени положительные. Первый дип­лом был на тему «Умеренные клерикалы в городском управлении Модены (1889-1910)». Выпускник, или же его профессор, сузили до кристальной точности предмет дипломного исследования. Сту­дент, живущий в центре этой самой Модены, работал, можно ска­зать, не выходя из дома. Библиографический список поделен на общую библиографию и библиографию по Модене. Полагаю, что всю вторую часть библиографии студент проштудировал в крае­ведческой библиотеке. Что до первой части, пришлось, наверное, кое-куда и съездить. Первоисточники сгруппированы по катего­риям «архивные» и «пресса». Дипломник обработал все наличе­ствовавшие документы и прочесал все местные газеты и журна­лы за двадцать лет.
Второй диплом посвящен «Политике Итальянской компартии в отношении учебных заведений со времен левоцентристского пра-
вительства до периода молодежного протеста». Как видите, и здесь предмет очерчен невероятно четко и, я бы сказал, предусмотри­тельно: материал периода студенческих бунтов с трудом поддает­ся упорядочиванию. Источниками послужили официальные до­кументы компартии, протоколы парламентских дискуссий, партий­ные архивы, публикации в печати. Могу представить себе, что, насколько бы тщательно ни осуществлялось исследование, под­бор публикаций в прессе не мог быть исчерпывающим. Но прес­са в данном случае выступала вторичным источником, поставля­ла мнения и суждения, а не факты. По совести говоря, для опре­деления образовательной политики КПИ могло бы хватить офи­циальных заявлений партийных лидеров. Вот если бы речь ве­лась об образовательной политике христианских демократов, то есть партии, которая в тот период управляла страной, это было бы дело гораздо более трудное. Там с одной стороны имели мес­то официальные декларации, с другой же — реальные действия правительства, этим декларациям часто противоречившие. Такое исследование потребовало бы непомерного объема. А если бы период был продлен и на время после 68 года, пришлось бы рас­сматривать среди источников — неофициальных политических высказываний — все публикации внепарламентских групп, кото­рые к тому времени размножились. Опять-таки подобная работа была бы неподъемна.
Выпускник, безусловно, писал диплом в Риме или получил из Рима ксерокопии всего, что было нужно, и в полном объеме.
Тема третьего диплома относится к средним векам, и, вероят­но, непосвященным он показался бы самым трудным. Предметом было подсобное хозяйство веронского аббатства Святого Зенона в эпоху позднего средневековья. Основой исследования стала впер­вые осуществляемая публикация нескольких листов из имуще­ственного реестра аббатства Святого Зенона (XIII век). Безуслов­но, от дипломника требовалось знакомство с начатками палео­графии, то есть представление о том, как читать и переписывать Древние рукописи. Но по овладении этой техникой от него требо­валось только аккуратное переписывание листов и составление комментария к переписанному тексту. Тем не менее текст снаб­жен библиографией, около тридцати наименований — свидетель­ство, что конкретная проблема помещалась автором в историчес­кий контекст. Студент-дипломник, судя по всему, веронец, и тема была выбрана так, чтобы не требовались разъезды.
Четвертая работа: «Драматические постановки в области Трен-то». Кандидат, опять-таки тамошний житель, знал заранее, что этот вид искусства в области слабо развит, и пересмотрел всю прессу год за годом, залез в областные архивы, изучил туристские бюл­летени. Сходна с этим и конфигурация пятой работы: «Некото­рые аспекты культурной политики в Будрио (работа городской биб­лиотеки)». Оба диплома, при весьма простых источниках, бесспорно, полезны, так как в них подобраны статистико-социо­логические данные, ценные для будущих историков.
Шестой диплом, наоборот, являет собой пример исследова­ния, потребовавшего значительного расхода времени и средств и в то же время демонстрирующего, как можно развернуть на науч­ном уровне тематику, казалось бы, «тянувшую» разве что на ком­пиляцию. Название этого диплома — «Проблемы театра в твор­честве Адольфа Аппиа». Речь идет об очень известном драматур­ге, изученном-переизученном историками и театроведами, о ко­тором, предположительно, ну ничегошеньки нового сказать нельзя. Однако дипломник прорыл до дна никому не известные швейцар­ские архивы, обшарил множество библиотек, изъездил все места, где жил и работал Аппиа, и соорудил такую библиографию его произведений (включая мелкие статьи, никогда и никем до того не замечавшиеся), и такую библиографию по нему, что тема нео­жиданно обрисовалась в великолепной полноте и многограннос­ти, в таком богатстве, что, по словам научного руководителя, пе­ред нами было настоящее научное открытие. Работа значительно превзошла уровень компиляции и ввела в обиход источники, до­толе неизвестные науке.
НАЗАД | ВПЕРЁД