IV.2. Карточки и конспекты
IV.2.1. Разные виды карточек: для чего они применяются
Постепенно, пока библиография разрастается, начинайте чи­тать материал. Только в теории можно предполагать, что сначала
будет собрана отличная библиография, а потом она будет по по­рядку прочитана. В жизни бывает иначе. Как только готов перво­начальный список книг, вы накидываетесь на первые, которые удается получить в руки. Часто бывает даже, что все начинается с чтения книги, а из нее выползает библиография. По мере того как вы будете читать книги и публикации, отсылок будет накапливаться все больше, и библиографическая картотека будет расти.
В идеале хорошо бы иметь все книги дома, под рукой, как со­временные, так и старые (и вообще иметь отличную собствен­ную библиотеку, а также помещение для работы, просторное и удобное, с несколькими столами, на которых можно расположить в нужном порядке, в логически подобранных стопочках, книги, которые вы будете использовать). Но подобные идеальные усло­вия удается создать редко не только студенту, но и ученому-про­фессионалу.
Ладно, предположим для простоты, что вы сумели найти и приобрести абсолютно все нужные вам источники. В этом случае вам вообще не понадобятся конспекты, из всех видов карточек нужны только те, что описаны в разделе III.2.2. Вы разработали указатель (то есть содержание, то есть программу исследования, рабочую гипотезу — см. раздел IV. 1.).
В указателе названы все разделы и подразделы, все перенуме­ровано, так что, постепенно читая ваши книги, вам остается только подчеркивать нужные места и выписывать на поля книг номера подразделов, к которым подчеркнутые места относятся. Одновре­менно с этим в план, напротив соответствующих параграфов, вы впишете значочки-ссылки на источники и на номера страниц. Благодаря такой системе создается возможность быстро отыски­вать, сидя и сочиняя свой текст, нужные мысли и нужные цитаты.
Предположим, ваш диплом имеет тему «Мотив возможных миров в научной фантастике США» и что параграф IV.5.6. ваше­го плана называется «Складки времени как возможность проник­новения из одного возможного мира в другой». Читая «Обмен ра­зумов» («Mindswap») Роберта Шекли, вы видите в главе XXI, что Макс, дядюшка героини, которую зовут Мервин, играя в гольф,
спотыкается о складку времени на газоне Фэрхевен Клуб Кантри в Стэнхопе и падает, а поднимается с травы на планете Клезиус. На странице напротив этого места вы напишете карандашиком
Д. (IV.5.6.) складка времени,
и вы будете знать, что пометка относится к диплому (та же самая книга может вам понадобиться для научной работы и через де­сять и через двадцать лет; так что имеет смысл указывать, к какой работе отсылает каждый конкретный значок), и сразу увидите но­мер подпункта, с которым эта пометка связана. Одновременно с этим в вашем плане работы вы напишете напротив пункта IV.5.6.:
Sheckley, Mindswap, XXI
Потом к тому же пункту IV.5.6 вы припишете отсылки к «Ма­шине времени» Брауна и к «Двери в лето» Хайнлайна.
Подобная техника работы, однако, возможна лишь при следу­ющих условиях: а) книга ваша собственная и стоит у вас дома; б) вы можете черкать ее как угодно; в) план работы составлен и имеет окончательный вид. Предположим вместо этого, что книги у вас лично нет, а есть она в библиотеке; что вы ее взяли почитать и поэтому разрисовывать не можете (или что книга хоть и ваша, но старинная и ценная); предположим, наконец, что указатель про­должает вами переделываться. Как видим, налицо серьезные за­труднения.
Особенно вероятно последнее из перечисленных осложнений. По мере вашей работы план, безусловно, будет обогащаться. Из­менится его структура, изменится и нумерация подпунктов, и не сможете же вы безостановочно переправлять пометки на страни­цах ваших источников. Значит ли это, что единственный разум­ный вид пометки, это «возможные миры!»? И как бороться с по­добной расплывчатостью?
А бороться можно, скажем, с помощью картотеки идей. Пи­шите на каждой карточке гриф типа «Складки времени», «Парал­лелизм возможных миров», «Противоречивость», «Изменения структуры» и так далее. Одна из карточек первой группы будет посвящена детальному пересказу Шекли. Каждую карточку, от­носящуюся к складкам времени, вы будете предназначать для ис­пользования в конкретном месте в соответствии с окончательным вариантом дипломной работы. Вы сможете как угодно перетасо­вывать эти конспект-карточки и группировать их в нужном по­рядке.
Эту вашу первую картотеку назовем тематической. Она оп­тимальна для дипломной работы, скажем, по истории идей. Если ваш диплом посвящается возможным мирам в американской на­учной фантастике, и в нем будут проанализированы различные варианты подхода к логико-космологическим проблемам у раз­ных авторов, иметь тематическую картотеку просто идеально.
Но предположим, что вы собираетесь выстроить диплом со­всем иначе, то есть по принципу «медальонов»: вводная глава плюс по главе на каждого из основных писателей-фантастов (Шекли, Хайнлайн, Азимов, Браун и т.д.), или даже по принципу серии глав, каждая из которых посвящается какому-то роману-модели. Тогда вам лучше делать не тематическую картотеку, а именную. Гриф «Шекли» вы нанесете на все те карточки, которые будут указывать, в каких книгах и где именно у Шекли говорится о воз­можных мирах. И, скажем, под тем же самым грифом «Шекли» потом вы припишете дополнительные грифы «Складки времени», «Параллелизмы», «Противоречия» и так далее.
Предположим, наконец, что в вашем дипломе проблема по­ставлена на более теоретическом уровне, и научная фантастика служит только отправной точкой для рассуждения о логике воз­можных миров. В таком дипломе отсылки к научной фантастике могут быть куда более произвольными, поскольку служат в ос­новном для вкрапления разных забавных примеров. В этом слу­чае вам необходима картотека примеров. Там под грифом «Склад­ки времени» у вас будет содержаться подходящая цитата из Шек­ли; под гриф «Параллелизмы» вы отправите выписку из Брауна о двух мирах, абсолютно идентичных, единственное различие между которыми — это форма узла, которым главный герой завя­зывает шнурки ботинок.
Но теперь предположим, что книга Шекли вашей собственно­стью не является. Допустим, вы читаете ее в гостях у товарища, в другом городе, и задолго до того, как выработали детальный план дипломной работы, куда будут внесены параграфы о складках времени и о параллелизмах. Значит, вы должны составить себе впрок карточку на книгу, описав «Обмен разумов» как можно более подробно: выходные данные, резюме содержания, пометки относительно степени важности как источника, ряд примеров из текста, показавшихся вам при чтении наиболее характерными.
Бывают еще рабочие карточки, которые могут быть разного типа: карточки, связывающие между собой идеи и подпункты плана, проблемные карточки (как подходить к какой-либо про­блеме?), карточки-подсказки (куда заносятся идеи, заимствован­ные у кого-то, с добавлением подсказок о направлении возмож­ного развития), и так далее, и так далее. Хорошо, если каждая категория карточек пишется на картоне своего цвета. В правом верхнем ушу следует ставить шифр, который отсылает к карточ­кам другого цвета, а также к указателю — генеральному плану всего диплома.
Скажите теперь, что это не мощная система!
В предыдущем разделе мы вели разговор о библиографичес­кой картотеке, где собраны маленькие карточки с выходными дан­ными всех тех книг, которые будут использоваться при работе. Теперь же организуется целое множество разнообразных групп карточек:
а) карточки на содержание книг/статей;
б) карточки тематические;
в) карточки именные;
г) карточки на примеры (цитаты);
д) карточки рабочие.
Что же, действительно необходимо заполнять всю эту кучу карточек?

Разумеется, нет. Вы можете обойтись небольшой картотекой содержания источников, а все остальное держать в тетрадях. Вы можете иметь только картотеку примеров, в случае, скажем, если ваша работа (на тему «Женские образы в женской литературе со­роковых годов») началась с супердетального плана, критической литературы по теме немного, а требуется в основном разнообра­зие цитат и примеров из текста. Как видите, решение насчет ко­личества и характера картотек принимается в функции от специ­фики диплома.
Единственное, что мне кажется очень важным, — это чтобы та картотека, которую вы все-таки делаете, была унифицирован­ной и полной. Предположим, таким образом, что по вашей теме дома у вас имеются книги Смита, Росси, Брауна и Де Гомера. В биб­лиотеке же вы проработали книги Дюпона, Лупеску и Нагасаки. Если вы имеете конспекты/карточки только на трех последних, а в отношении первых четырех полагаетесь на память (и на ощу­щение, что они всегда под рукой), что получится на фазе написа­ния текста? А если вам придется изменить структуру рабочего плана — как вы будете действовать? Перемешивать книги, тетра­ди, карточки и отдельные листочки? Нет, вам имеет смысл закон­спектировать подробно и со многими выдержками Дюпона, Лу­песку и Нагасаки, но при этом создать подробные карточки и на Смита, Росси, Брауна и Де Гомера; из них можно не переписы­вать длинные цитаты, а ограничиться указанием на страницы, где эти цитаты напечатаны. Тогда вы будете работать с однородным материалом, который легко систематизировать и упорядочивать. К тому же при этом вполне обозримо все то, что вы уже подгото­вили и что вам остается еще добавить.
Бывают случаи, когда удобно и полезно расписывать на кар­точки буквально все: скажем, делая диплом по литературе, цель которого — подыскать и прокомментировать много характерных цитат из разных авторов на одну и ту же тему. Предположим, ваша тема «Концепция жизни как искусства у романтиков и у декаден­тов». На таблице № 5 приведены четыре примера типовых карто­чек при подготовке подобной работы.
 

НАЗАД | ВПЕРЁД