I.4. Четыре простейших правила


Довольно часто выбор темы навязывается студенту научным руководителем. Старайтесь отбиться.
Разумеется, не в том случае, если руководитель дает вам доб­рый и желанный совет! Неприемлемыми я считаю ситуации, опи­санные в параграфе II.7 («Как не дать научному руководителю сесть вам на шею») — это когда нехорош преподаватель; заранее исключим и другие случаи, когда нехорош сам студент, когда он ничем не интересуется и готов делать что угодно с любой темой, только бы сбросить с себя поскорее этот груз.
Мои герои — студент, имеющий интересы, и преподаватель, готовый эти интересы развивать.
В таком случае выбор темы должен отвечать четырем требо­ваниям:
1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочи­танным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).
2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физи­чески доступны для конкретного студента).
3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интел­лектуально посильны для конкретного студента).
4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента.
Записанные в столбик, эти четыре условия кажутся супер-яв­ными и при обобщении выглядят примерно так: «Кто берется за диплом, должен браться за такой диплом, за который ему при­стало браться». Что ж, прекрасно, пусть это жуткая банальность, но я видел, сколько дипломов потерпело фиаско из-за того, что с самого начала проблему не поставили именно так тривиально1.
В следующих главах будет сказано, с чего студенту, наметив­шему работу, надлежит начать и чем кончить.
1 Можно было бы добавить пятое правило: студент должен правильно выбрать руководителя. Бывает, что просят (по дружбе или по лени) преподавателя специальности А взять дипломника по специальности Б. Преподаватель согла­шается (по дружбе, по тщеславию или по наплевательству), а потом не в состоянии руководить работой.
 

НАЗАД | ВПЕРЁД