СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К

ЛЕКЦИИ  №3

«Категории  - бытие, сущее, сущность, субстанция»

(Материалы подготовлены на основании статей, представленных в

Большом энциклопедическом философском словаре

http://www.t4w.ru/ )

БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: "Я есть").      Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием.

         Реальное бытие часто называют существованием, идеальное - сущностью.

         Реальное бытие - то, что сообщает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реальность; оно имеет пространственно-временной характер, оно индивидуально, неповторимо;

         Идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно (Н. Гартман). Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно "реальное" бытие.

         От бытия во всеобщем смысле (наличное бытие) отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, находящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребывающее, тождественное во всем. В противоположность "видимости", которая часто понимается как "производное" от бытия, бытие считается истинным.

            Согласно элеатам, никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непреходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе;

Элейская школа

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, Зенона Элейского и Мелисс.  Иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

 

         Для Гераклита не существует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изменяющееся становление.

         Для метафизиков "истинное" бытие заключено в трансцендентном, в вещи в себе.

         Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлющим понятием, т.е. наиболее широким по своему объему (т. к. оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержанию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким др. признаком, кроме признака "существования"; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.

         В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия.

         В метафизически-идеалистическом мышлении бытием объявляется дух.

         В материалистическом - материя, в энергетическом - энергия.

         Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего.

         В другом понимании бытие (согласно формуле Аристотеля: to on ha on) и есть "сущее, поскольку оно является сущим", или сущее как таковое в его характеристике как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы.

         Различают два способа бытия - реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о "слоях бытия".

         УЧЕНИЕ О СЛОЯХ - понимание действительности как порядка "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низшая - материя (Hyle), высшая - дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней.

         Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои, являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства (образ всадника и лошади).

         "Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших" (Н. Гартман).

         Так, например, имеется слой неорганического с категориальным комплексом, группирующимся вокруг понятия материи с детерминационным типом каузальности. Этот слой является носителем органического слоя, в котором вновь возрождаются категория материи и каузальная детерминированность, но они видоизменяются благодаря специфически новому качеству категории живого; на детерминационный тип низшего слоя наслаивается детерминационный тип целесообразности. Слой неорганического сильнее органического, оказывает большее воздействие и является более долговечным, однако органическое, особенно благодаря новой категории живого, свободно по отношению к неорганическому; растение для своего питания избирает вещества из почвы, направляет воду по корням, поворачивает цветок к солнцу. Нравственная свобода человека может рассматриваться как специфический вид этой "категориальной" свободы, которой обладает всякий высший слой по отношению к низшему.

            "Бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать. Но последнее никогда не может быть определено. Определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого. Однако последнее таково, что за ним уже ничто не стоит" (N.Hartmann, Zur Grundlegung der Ontologie, 1941).

         Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему "погружаться", - благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие - "просека", которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, согласно Хайдеггеру, "смысл бытия". Подобный смысл может проявляться только в "наличности" человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как "просеку" всего сущего.

         "Как же быть, если отсутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и невнимательное отношение к этому отсутствию все более определяют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыслью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на саму эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что делать, если все служит знаком того, что в будущем еще более решительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнимательным к ней отношением?" (M. Heidegger, Was ist Metaphysik, 1949).

Флер – прозрачная, редкая, обычно шелковая ткань

         У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Бытие впервые становится метафизической проблемой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) "есть". В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение, как "hie leo" ("здесь лев"), было вполне понятно, заменяя выражение "здесь есть лев" (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в славянских и других языках). Вопрос о том, что же означает то, что "есть" вещь, находящаяся перед, не ставился.

         БЫТИЕ-В-СЕБЕ - в учении о познании независимость сущего от субъекта, в особенности от познания его со стороны субъекта. Между тем сущему как предмету свойственно бытие-для-меня, т. к. предмет может мыслиться только внутри отношения к познающему субъекту. Но наряду с бытием-для-меня сущее сохраняет бытие-в-себе, поскольку оно недоступно познанию. С точки зрения онтологии этого различия не существует, напротив, сущее-в-себе и сущее-для-меня снимаются в сущем как таковом.

         В экзистенциализме Сартра бытие-в-себе (etre en soi) характеризует само бытие. Бытие-в-себе означает: "Бытие есть то, что оно есть" ("l'etre est се qu'il est"). Это бытие-в-себе (вещей) присуще всему, за исключением человека. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

         "Человеческое бытие, бытие-для-себя есть страдающее бытие, в бытии образовалась трещина, в которую незаметно прокралось ничто. Поэтому появление человеческого существования означает, что... бытие ставится под сомнение и, следовательно, торжествует ничто" (E. Munier, Einfьhrung in die Existenzphilosophien).

         НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ - (эмпирическое) наличие вещи или лица, в противоположность определенности бытия (свойству) и (метафизическому) бытию. С точки зрения онтологии свойство столь же налично, как и вещь. Нет определенного бытия без наличного бытия и нет наличного бытия без определенного бытия. Всякое определенное бытие чего-либо "есть" также наличное бытие чего-либо, и всякое наличное бытие чего-либо "есть" также определенное бытие чего-либо. Здесь лишь та разница, что "нечто" при этом не является одним и тем же. Напр.: наличное бытие дерева само по себе есть также определенное бытие леса, ибо без него лес был бы иным, следовательно, обладал бы другими свойствами. Наличное бытие одного всегда есть определенное бытие другого. Этот ряд можно продлить в обе стороны, а также перевернуть.

         Термин приобрел новое значение – существование -в современной философии существования, в экзистенциализме. Наличное бытие, существование человека, поскольку оно наиболее доступно нашему познанию, посредством аналитики существования используется для того, чтобы раскрыть сущность и смысл.

НИЧТО - отсутствие или даже небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания. Это отрицание может иметь лишь относительный смысл, означая отсутствие свойств, состояний, процессов в определенном нечто, или абсолютный смысл, если речь идет об отсутствии бытия как такового. Иудейско-христианская космология пытается доказывать, что Бог создал мир из ничего; Платон и Плотин рассматривают материю как неистинно сущее, как me on ("ничто"). В индийской философии  говорится о переходе бытия в ничто. В философии Гегеля бытие и ничто, как чистые абстракции, тождественны по содержанию. Согласно диалектическому принципу, бытие превращается в ничто; их синтезом является становление. Сторонники экзистенциализма утверждают, что "ничто" обнаруживается лишь благодаря страху. В этом страхе заключен ужас перед всем тем, чем в действительности является "ничто". Сущность "ничто" - превращение в ничто, отсылание к сущему, погружающемуся в целое, т.е. к недействительности всего сущего.

         "Страх перед светлой ночью ничто порождает первоначальное откровение бытия как такового: обнаруживается, что оно есть нечто сущее, а отнюдь не ничто... И только потому, что ничто открывается в самой основе существования, сущее может вызвать у нас удивление, и осн. вопрос метафизики встает в формулировке: почему вообще существует сущее, а не ничто?" (Heidegger, Was ist Metaphysik?, 1949).

         У Сартра ничто не имеет собственного бытия, его бытие заимствовано у сущего, которое является истинным, - и не больше. Если бы даже все бытие исчезло, то все равно не установилось бы безраздельное господство небытия - его власть была бы поделена с исчезнувшим бытием.

         СУБСТАНЦИЯ (от лат. substantia сущность) - в обычном понимании синоним материи, вещества; в философском плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом.

         Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии (главным образом, начиная с Аристотеля). Позднее - у схоластов, а также у Декарта и Спинозы.       В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две другие сотворенные субстанции, у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой. Закон, по которому при всякой смене явлений субстанция остается и количество ее в природе не увеличивается и не уменьшается, принадлежит, по Канту, к "аналогиям опыта".

         Для Шопенгауэра субстанция - материя, для Юма - это только фикция, сосуществование свойств.

         Для современного естествознания субстанция - только формальное понятие, имеющее смысл: носитель явления. Субстанциальный (от лат. substantia - лежащий в основе) - существенный, материальный, относящийся к субстанции.

 

Сущность — отношение сущности предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к постоянному же субъекту и что, таким образом, по отношению к субстанции понятие сущность совпадает с понятием атрибутов. Но отношением к понятию субстанции не выясняется во всей полноте смысл понятия сущность.

         Сущность соотносится с явлением. Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, т. е. бытие обусловленное, зависимое.

         Для сущности, как постоянного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном.

         Сущность совпадает с тем, что в логике именуется существенными признаками понятия; всякое раскрытие содержания понятия в общем, утвердительном, категорическом суждении есть раскрытие сущности предмета понятия.

         В логике различают нередко разные степени и виды существенности признаков разными терминами; так, основные существенные признаки (essentialia constitutiva) отличают от производных (essentialia consecutiva), которым иногда дают наименование атрибутов, равно как существенные признаки, общие нескольким понятиям (essentialia communia), от признаков, исключительно принадлежащих данному понятию (essentialia propria).     Гораздо важнее этих терминологических различений те соображения, которые, вытекая из развитого выше понятия сущность, определяют отношения его к другим близким ему понятиям.

         Как предикат субъекта неопределенного или даже мнимого, сущность не предполагает непременно резкого рассудочного отделения бытия предмета от его свойств. Поэтому понятие сущности близко к первоначальному, еще не расчлененному мыслью непосредственному состоянию понятия бытия, когда постоянные или принимаемые за постоянные свойства сущего отождествляются с сущим как таковым (так было, напр., в древнейшей греческой философии, для которой вода или воздух были вместе и самим первосущим, и его сущностью).

         В развитии мысли о бытие категория сущность предшествует категории субстанции, как предполагающая меньшую отчетливость разграничивающей, рассудочной деятельности. При этом, с развитием мысли о субстанции сущность отождествляется с ее атрибутами. Что касается отношения сущности к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом — отождествляется с ними.

         Как постоянный предикат субстанции, сущность ее не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус как таковые имеют свою сущность, т. е. свои постоянные предикаты.

         Причинность вещей есть одно из их постоянных свойств и как таковое обнимается понятием сущность; постоянство существенного признака понятия не есть неизменность предмета во времени, а есть постоянство в самом временном изменении, буде последнее имеет место. Существенным признаком организма служит, напр., его развитие — стало быть, единообразное изменение во времени под влиянием внутренних причин. Вполне мыслимо даже такое предположение, что сщность всякой вещи есть закономерное изменение (хотя, конечно, мыслимость этого предположения не означает еще его доказанности). Вместе с тем, однако, понятие Сущность шире понятия причинности, так как в предметах есть единообразие, не подчиняющиеся началу причинности (свойства геометрических тел, единообразие во взаимных отношениях тела и души и т. п.).

         В истории философии понятие сущность всегда было важно главным образом в его соотношении с понятием субстанции, т. е. в смысле понятия о ее постоянных свойствах или атрибутах.

         В течение всего докантовского периода философии понятие бытия и того, чему присуще бытие (свойства), обнаруживали стремление к тесному сочетанию и даже слиянию в мыслимом предмете понятия: вещь, характеризуемая известными признаками, именно через сопричастие этим признакам приобретала значение сущей.

         Предполагалось, что есть свойства или атрибуты, которым как таковым необходимо принадлежит бытие. Эта неразрывность двух понятий — свойства и бытия вещи — представлялась равно необходимой как с точки зрения догматиков, так и с точки зрения эмпиристов. Первые, определяя субстанцию известными атрибутами, естественно находили их в таких свойствах вещей, которые (свойства) представлялись им необходимо-сущими, т. е. понятие о которых, с их точки зрения, предполагало бытие. Первое положение "Этики" Спинозы в самопричине Сущность предполагает существование, т. е. природа Сущность может быть постигнута лишь как существующая. Таким образом, выходит, что существо вещей создает их субстанциальность, т. е. что мы должны признавать субстанциальное бытие за такими свойствами, из понятия которых оно следует с необходимостью (иначе — противоположное которым невозможно). Это, так сказать, материальное, т. е. основанное на изучении свойств вещей, установление их бытия составляет убеждение и эмпиризма.

         Юм, давший вполне последовательное завершение доктрины эмпиризма, подвергает подробному исследованию вопрос, есть ли идея бытия что-либо отличное от идей воспринимаемых качеств, и находит, что они тождественны, т. е. свойства вещей и суть их бытие.

"Просто думать о чем-либо и думать о чем-либо, как существующем, — говорит он, — в этом нет никакой разницы".

         Различие между эмпиристами и догматиками заключается в том, что необходимое, субстанциальное бытие первые отрицают и поэтому превращают не сущность в субстанцию, а вообще воспринимаемые свойства в сущее.

         Для Канта бытие есть не признак вещи, а ее положение, (вещь сущая имеет те же признаки, что и не сущая), и потому от мыслимых признаков вещи нельзя заключать к ее бытию: тем самым отвергается догматизм. Вместе с тем отвергается и эмпиризм, так как (опытное) бытие вещей есть категория рассудка, а не непосредственное внушение чувств; следовательно, один чувственный значок сам по себе еще не тождествен бытию и тем более субстанции (права которой в опытной области Кант также восстановляет).          Таким образом, возможность превращения сущности в субстанцию или вообще свойства в сущее раз навсегда пресекается.

         Шопенгауэр в духе Канта признает невозможным какое-либо заключение от С. (essentia) к существованию (existentia), хотя, с другой стороны, утверждает, что существование без сущности есть пустое слово.

         У Гегеля влияние произведенной Кантом реформы проявляется в том, что в противоположность докантовской философии, заключавшей от сущность к сущему, он стремится сущность, как и субстанцию, вывести из понятия бытия. У Гегеля категория сущность составляет содержание второй книги "Логики" и сущность определяется как основание (Hintergrund) или самоуглубление бытия, достигаемое его же собственным развитием.

Новые термины

АТРИБУТ (Лат.: attributum - придавать, снабжать, давать, наделять, предназначать) - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство сущности и/или явления. Например, атрибутами живой системы являются вероятностная структура и вероятностные функции.

ПРЕДИКАТ (от лат. praedicatum) то, что высказывается о субъекте; предикативное высказывание - высказывание, содержащее предикат: "материя протяженна"; в логических формулах обозначается буквой Р. Предикативное мышление - специфика рационального мышления, которое может схватывать не сам субъект, но только его предикаты. Так, напр., определение есть перечисление принадлежащих вещи предикатов, но оно никогда не достигает самого носителя этих предикатов.. Совокупность предикатов данного есть то, что может быть в рациональной форме высказано о данном.

МОДУС (от лат. modus — мера, способ) - способ существования или действия чего-либо.

АКЦИДЕНТ — означает, не существенное свойство вещи; акцидентальный — то же, что случайный в противоположность эссенциальному, существенному. Ввиду этого в философии акцидент противополагается субстанции и означает происшедшие от процесса случайности, свойства и назначения которых не принадлежат к постоянному, неизменному составу свойств существа и могут поэтому в нем отсутствовать или изменяться, не препятствуя тому, чтобы существо (вещь сама по себе) не переставало быть тем, чем оно есть.

Справочный материал

Античные философы досократики

Предфилософская традиция

Орфей · Лин · Ферекид · Эпименид · Акусилай · Семь мудрецов

Милетская школа

Фалес Милетский · Анаксимандр · Анаксимен

Пифагорейцы

Пифагор · Алкмеон · Филолай · Архит

Элеаты

Ксенофан · Парменид · Зенон Элейский · Мелисс

Атомисты

Левкипп · Демокрит

Софисты

Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий

Вне школ

Гераклит · Анаксагор · Эмпедокл · Диоген Аполлонийский