СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К

ЛЕКЦИИ  №5

««Категории

пространство, время, движение»

(Материалы подготовлены на основании статей, представленных в

Большом энциклопедическом философском словаре

http://www.t4w.ru/ )

ПРОСТРАНСТВО - то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств.

         После того как в течение веков проблемой было почти только "абстрактное пространство" геометрии, с 17 в. перед развивающейся физикой в результате применения понятия "пустого пространства" встал вопрос о "физическом пространстве" и, наконец, о его существовании.

         И.Кант в "Критике чистого разума" анализировал пространство как форму всех явлений внешних органов чувств, т.е. как формальное свойство всякого восприятия внешнего мира, благодаря чему только и возможны наши внешние наглядные представления.

         Кант доказал эмпирическую реальность пространства, т.е. его априорность по отношению к опыту, и одновременно его трансцендентальную идеальность - оно есть ничто, пока мы забываем о субъективном происхождении всякого опыта и считаем пространство тем, что лежит в основе вещей в себе.

         Математик К. Гаусс полагал: можно согласиться с тем, что пространство обладает реальностью и вне нашего духа, его априорность мы не можем в полной мере приписать законам духа.

К началу ХХ века в истории философии сложилось два подхода к толкованию пространства: субстанциональный и реляционный.

В рамках субстанционального подхода  предполагалось, что  пространство самостоятельно существует наряду с материей и сознанием, как их «пустое»  вместилище. Все объекты и субъекты мыслятся  присутствующими в пространстве, причем  пространство имеет независимое от объектов и субъектов существование и рассматривается как чистая протяженность. Эта позиция берет свое начало от взглядов Демокрита и  находит дальнейшее развитие у Ньютона, рассматривавшего абсолютно пустое пространство, которое является вместилищем материи и не зависит от нее, оставаясь  всегда одинаковым и неподвижным.

            Реляционный подход к пространству  был намечен Аристотелем  и в полной мере сформирован Г.Лейбницем, согласно представлениям которого без материи пространства нет; пространство, само по себе, не представляет абсолютной реальности. С этой точки зрения пространство не  является особой сущностью, а есть  форма существования объектов. Каковы объекты, расположенные в пространстве, таково и пространство.

         Теория относительности отрицает конкретность пространства:

            "оно не создается из мира, но только затем уже привносится задним числом и именно в метрику четырехмерного многообразия, которое возникает благодаря тому, что пространство и время связаны в единый (четырехмерный) континуум посредством скорости света" (М. Plank. Vom Relativen zum Absoluten, 1925).

            МХайдегrep считает, что со всем, что встречается как подручное, пространство при определенных обстоятельствах имеет единую сферу.

         "Но ни сфера, открытая через какие-либо процессы, ни вообще любая пространственность не воспринимаются отчетливо. Пространственность сама по себе, пространственность-в себе находится в незаметности подручного. Пространство не заключено в субъекте, и мир не заключен в пространстве. Напротив, пространство есть "в" мире, поскольку это открывает для существования конституитивное бытие пространства в мире. Существование является пространственным" ("Sein und Zeit", 1953).

         Современная психология также устанавливает, что пространство как таковое никогда не дано нам, что, напротив, оно постоянно наполнено множеством более или менее всеобъемлющих систем отношений,  к которым принадлежат различные предметы.

"Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого др. свойства; если же абстрагироваться от установления отдельного места и его наполнения, оно есть пустое и мертвое ничто" (Metzger. Psychologie, 1941).      

         Современная физика определяет понятие пространства как такое, в котором находятся поля; родство поля и системы отношений несомненно.

         ВРЕМЯ - форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится.       

         Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является гл. о. возможностью что-то делать, переживать и т. п.

         Выражение "на это у меня нет времени" означает, что "подходящее ко мне", т.е. будущее, образует непрерывную цепь из "связанных по времени" действий, переживаний и т. д. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени "передвинуть" один из этих членов назад или вперед т. о., чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность и т. д. Выражение "еще рано" означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); "уже поздно" - что возможности больше нет. Только "теперь" есть "время и возможность", "теперь" находится между "еще рано" и "уже поздно" и должно "восприниматься", замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать.

         Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы "еще" и "уже" являются знаками выражения характера существования как заботы. При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий ("человек несет на себе груз прошлого"). Будущее, т. о., все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование.

         Хайдеггером, Сартром и др. время толкуется реалистически.

         По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни "внутри", ни "вовне", оно "есть" раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого "раньше".

         Большую роль, как это подчеркивали Августин и Лейбниц, играет время как способ существования человека, в котором он необходимо должен переживать прошедшее, настоящее и будущее, поэтому время можно рассматривать как безусловную предпосылку бытия человека.

         По Канту, время является формальным априорным условием всех явлений вообще.

         Современная физика считает, что объективного времени нет, а то, что считается таковым, представляет собой на самом деле всего лишь координату в четырехмерном континууме.

ДВИЖЕНИЕ - в широком смысле - всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве

Об абсолютном движении можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя.

Действительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относительном) покое.

В психологии созерцание движения  имеет своей предпосылкой тождество как одну из категорий связи, состояния, при котором наблюдаемый предмет равен самому себе во времени.