Л.Н.Терентьева.

 

Философский факультет Одесского национального университета

 

им. И.И. Мечникова

Кафедра философии естественных факультетов.

 

Вопросы для  магистров – философов для экзамена по философии.  

 

1. Философии как учение о первых принципах бытия и его познания.  (Аристотель). Соотношение философии, науки и религии. (Б.Рассел). Определение предмета философии в марксизме.

2. Функциональный (служебный) характер предмета философии по отношению к теологии, науки, политике. (А. Уёмов). Условие догматизации философии. Условие перехода философии в науку.

3.Предмет философии как система предпосылок. Части философии. Философские и научные предпосылки. Предпосылочное отношение между философией и наукой. (А.Уёмов).

4.Различие философского и научного знания: проблемы; методы; развитие; язык. «Скандал в философии» (И.Кант). Условия трансформации философских принципов в  научные. 

5.Проблема демаркации научного и ненаучного знания: принципы верификации и фальсификации. Соотношение  философии и науки в натурфилософии, позитивизме,  постпозитивизме.  

6. Категории Аристотеля: сущность, количество, качество, соотнесенное, пространство, время  и их значение для современной науки.  

7.Материя как противоположность форме (Аристотель) и материя как противоположность сознанию (Г.Гегель, Ф.Энгельс).   Основной вопрос философии (Ф.Энгельс).  

8.Аристотель, Ф.Энгельс о классификации видов движения.  Проблема классификации наук. (Ф.Энгельс, Б.Кедров).

9.Пространство и время: субстанциальная и реляционная концепции. Аристотель: «Время есть число движения».  Взгляды Аристотеля или Демокрита на проблему пустоты были реализованы И.Ньютоном? А.Эйнштейном?  

10.Категории   «вещь», «свойство» и «отношение»: взаимоопределимость и взаимопереходность.  Проблема классификации наук в категориях «вещь – свойство – отношение». (А.Уёмов).

11. Категория  Аристотеля соотнесённое» как того, «что оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Различие «соотнесённого» и «отношения».  Обоюдность соотнесённого. 

12.Типология отношений. Внутренние и внешние отношения. Существование «внешних» отношений как «великий» вопрос философии. (У.Джеймс).  

13.Сущность качественного и пространственного понимания вещей. Свойство как вещь и отношение как вещь. Пространственные и качественные границы вещей. (А.Уёмов).

14. Свойство и качество. Д.Локк и Д.Беркли о первичных и вторичных качествах. Типология свойств. Точечные, линейные и многомерные свойства.

15. Позитивизм О.Конта: соотношение философии, науки и религии. Опыт и наука. Три стадии объяснения природных и социальных явлений. Отрицание существования внеопытных сущностей.

16. Позитивизм Г.Спенсера: специфика философского и научного знания; о непознаваемом в науке; эволюционизм. Психологическая форма позитивизма Э.Маха, его идеал науки, принцип экономии мышления.  

17. Эмпирический контроль научного знания: принцип верификации (логический позитивизм), принципом фальсификации. (К.Поппер). Парадокс подтверждения К. Гемпеля.

18.Структура научных революций. (Т.Кун). Относительность критериев научной рациональности. Теоретическая «нагруженность» фактов. Идея «несоизмеримости» парадигм.  

19.Концепция развития науки П.Фейерабенда. Идея теоретического и методологического плюрализма. «Несоизмеримость» научных теорий. Идея нагруженности знания: теоретическая и идеологическая.  

20. П. Фейерабенд как критик неопозитивизма и критического рационализма: критика «нейтрального» языка наблюдения в концепции логического позитивизма, идея отказа от понятия истины и объективности знания. Язык наблюдения, опыт и эмпиризм в концепции П.Фейерабенда.

21. И. Лакатос: развитие науки как конкуренция научно-исследовательских программ (НИП). Строение научно-исследовательской программы: «Жесткое» ядра программы и  «защитный пояс» из вспомогательных гипотез.

22. С. Тулмин:   эволюционистская модель развития науки, научная теория как «популяция» понятий, новизна теории как «мутация»,  историчность «стандартов рациональности и понимания». Двойственная природа науки.

23. Дж. Холтон: тематический анализ науки. Соотнесение тематического анализа науки с  предпосылочным анализом. (А.Уёмов). Развитие знания как борьба между противоположными «тематическими наборами».

24. Классификация и её место в развитии науки. Логические основания классификации: деление и членение понятий. Классификация,  районирование и периодизация. Многообразие классификаций.  

25.Логический квадрат как «уточнение Аристотелевской силлогистики» (Ю. Бохеньский). Соотнесенность дедуктивных и индуктивных выводов на логическом квадрате.  

26. Отношение противоположности и противоречия суждений на логическом квадрате. Формально-логические законы мышления на логическом квадрате.  

27.  Простой категорический силлогизм, его фигуры и правила. Силлогизм как связь терминов и как связь посылок. Соотнесенность и обоюдность аксиом силлогизма (nota notae ) и  (dictum de omni).

28.Индуктивные умозаключения. Индукция и дедукция: соотнесенность определений. Условия новизны и достоверности индуктивных и дедуктивных выводов. Дж. С.Милль об аксиоме индукции.

29. Условно-категорический силлогизм и его правила. Соотнесенность правил modus tollens   и   modus ponens. Разделительно-категорический силлогизм и его правила.  

30. Структура выводов по аналогии:  аналогия свойств, аналогия отношений, аналогия изоморфизма, аналогия следствий. Аналогия как логическая основа метода моделирования.   (А.Уёмов).

31. Понятие доказательства в традиционной логике. Доказательство и вывод. Доказательство и опровержение. Виды доказательства. Строение и правила доказательства. Ошибки в доказательстве.

32. Основные идеи логики высказываний.  Логические связки и их определение с помощью таблиц истинности. Парадоксы импликации.

33. Элементарные приёмы исследования: сравнение, абстрагирование, анализ, синтез. Классификация этих методов в категориях вещи, свойства и отношения.

34.  Эмпирические методы исследования.   Логические основания метода наблюдения и метода эксперимента. Эталонное и безэталонное измерение.

35. Методы теоретизации научного знания. Теоретические конструкты. Идеализация, формализация и математизация.  

36.Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод построения научной теории.   Эйнштейновская модель построения научной теории. (Дж. Холтон).

37.Категории «вещи, свойства и отношения» и категории «определенное, неопределенное и произвольное» как категориальные основания параметрической ОТС.  

37. Системный подход и общая теория систем. Работы А.Богданова и Л.фон Берталанфи.   Параметрическая общая теория систем. (А. Уёмов).

38.Два двойственных определения понятия «системы» в категориях «вещи, свойства и отношения» и категориях «определенное, неопределенное и произвольное».   (А.Уёмов).

39.Системные дескрипторы: концепт, структура и субстрат и их соотношение в двойственном системном моделировании. Двойственность и дополнительность. (А.Уёмов)

 

 

Программа

экзамена по философии для получения образовательно – квалификационного уровня «магистр философ»

Вопросы для магистров–философов.

1.Философия  как  учение о первых принципах бытия и его познания.

     (Аристотель).  Соотношение философии, науки и религии.  (Б.Рассел)       Проблема определения предмета философии. Определение предмета философии в марксизме.    

2. Функциональный (служебный) характер предмета философии по отношению к теологии, науки, политике. (А. Уёмов). Условие догматизации философии.

3. Предмет философии как система предпосылок. Части философии. Философские и научные предпосылки. Предпосылочное отношение между философией и наукой. (А.Уёмов).

4.Различие философского и научного знания: проблемы; методы; развитие; язык. «Скандал в философии» (И.Кант). Условия трансформации философских принципов в  научные.    

5 Античная философия, её своеобразие. Учение о бытии. Милетская школа. Элейская  школа.  Античный атомизм. Платон и Аристотель: учение о бытии.

6.Категория Аристотеля: сущность, количество, качество, соотнесенное, пространство, время и их значение для современной науки 

7.Особенности Средневековой философии. Теология и философия.     Полемика о природе универсалий: номинализм и реализм.

8.Особенности формирования мировоззрения Киевской Руси (дохристианский период). Понимание философии как «любомудрия». Человек и Бог. Христианский антропоцентризм.

9.Рационализм и сенсуализм в философии Нового времени. Философия Дж. Локка. Рационалистическая философия XVII в.  (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

10.Иррационализм в XIX веке А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.

11.Киево-Могилянская академия, её влияние на философскую мысль украинского и др. народов (Ф. Прокопович, Г. Конисский и др.).

12.Философия Г. Сковороды и её влияние на украинскую и мировую философскую мысль.

13. И. Кант и Г.Гегель об источнике диалектических противоречий. Аристотель о противоречии в мышлении. Формально-логическое и диалектическое противоречие.

14.Русская религиозная философия ХIХ и ХХ в. Основные направления и идеи.

15.Предпосылки возникновения марксизма и его философии в ХIХ веке. Проблема отчуждения и свободы. Категория практики. Марксизм и современность.

16.Зарождение экзистенциализма. С. Кьёркегор. Идея бессознательного и психоанализ З.Фрейда. Психоаналитическая онтология человеческого бытия.

17.«Философия сердца» П. Юркевичаусскоязычная школа «киевского гуманизма» (Л. Шестов, Н. Бердяев, и др.).

18.Философская  антропология как одно из направлений современной философской мысли.

19.Человек как индивид, индивидуальность и личность. Проблема свободы и ответственности личности.

20.Мир как социум. Понятие общества и общественного бытия. Общественные отношения, их основные типы. Общение и коммуникация. Эволюция средств, коммуникации.  

21.Материя как противоположность форме (Аристотель) и материя как противоположность сознанию (Г.Гегель, Ф.Энгельс).   Основной вопрос философии (Ф.Энгельс). 

22.Проблема движения в философии. Виды движения и соотношение между ними. Аристотель, Ф.Энгельс о классификации видов движения.  Проблема классификации наук. (Ф.Энгельс, Б.Кедров).

23. Пространство и время: субстанциальная и реляционная концепции. Аристотель: «Время есть число движения».  Взгляды Аристотеля или Демокрита на проблему пустоты были реализованы И.Ньютоном? А.Эйнштейном?  

24.Сознание как философская проблема: основные концепции (марксистская, феноменологическая и др.). Сознание, подсознание, общественное сознание.

25.Феномен бессознательного, его природа и функции. Место бессознательного в бытии человека. Архетипы коллективного бессознательного.

26.Основы аксиологии как науки о ценностях. Мир ценностей, способ его бытия.

27.Предмет гносеологии. Субъект и объект познания. Античный скептицизм. Активность субъекта. Субъект познания в философии И. Канта. Агностицизм Д. Юма.

28.Что есть истина? Соотнесённость истинности и ложности. Концепции истины. Критерии истины в математике. Семантическое определение истины. Объективность истины. Относительная и абсолютная истина. Проблема конкретности истины.

29.Способы постижения истины в естествознании и математике. Проблемы интуиции и откровения. Сенсуализм и рационализм об источнике познания.

30.Свидетельства истины. Простота и математическая красота. Принцип адекватной сложности. Непротиворечивость и истина. Фактическая и логическая истинность.

31.Творчество как наиболее адекватная форма человеческого существования.

32.Основные направления в осмыслении социокультурного измерения мира. Марксизм, онтологическая школа (О. Шпенглер и др.), «философия жизни», структурно-функциональный анализ. Франкфуртская школа, социология М. Вебера (по выбору).

33.Отчуждение и пути его преодоления.

34.Понимание как метод познания Другого. Философия герменевтика, её возможности и границы.

34.Социальная философия как рациональный способ самосознания бытия личности.

35.История и философия истории. Основные концепции философии истории.

36.Человек и труд в сочинениях М. Хайдеггера, К. Ясперса, О. Тоффлера и др. (по выбору).

37. Соотношение  философии и науки в натурфилософии, позитивизме,  постпозитивизме. Предпосылочное отношение философии и науки.

38.Пространство и время: субстанциальная и реляционная концепции. Аристотель: «Время есть число движения».  Взгляды Аристотеля или Демокрита на проблему пустоты были реализованы И.Ньютоном? А.Эйнштейном?  

39.Проблема демаркации научного и ненаучного знания. Принцип верификации и принцип фальсификации.

40. Концепция развития научного знания К. Поппера. Критика индуктивизма. Принцип фальсификации и его логическое основание. Концепция трех миров.

41.Концепция парадигм Т. Куна. Научные революции. Кумулятивистская модель развития и её критика. Научный факт и теория. Тезис Куна-Фейерабенда.

42.Уровни познания: эмпирический и теоретический. Научный факт и его теоретическая  нагруженность. Классификация теорий. Описание, объяснение и предсказание в научных теориях.

43. Элементарные приёмы научного исследования. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Их классификация с помощью категорий «вещь», «свойство», «отношение».

44.Методы теоретизации научного знания. Идеализация и идеализированные объекты. Формализация и её  разновидности.

45.Категории   «вещь», «свойство» и «отношение»: взаимоопределимость и взаимопереходность.  Проблема классификации наук в категориях «вещь – свойство – отношение». (А.Уёмов).

46.Категория системы. Двойственное системное моделирование в параметрической общей теории систем.

47.Системные дескрипторы: концепт, структура, субстрат. Атрибутивные и реляционные системные параметры.

48.Материя как противоположность форме (Аристотель) и материя как противоположность сознанию. Материя и форма силлогизма.

49.Понятийная  форма мышления. Двойственная природа понятия. Соотнесенность операций деления и определения понятия. Двойственная природа суждения. Соотнесённость операций превращения и обращения суждений.

50.Двойственная природа простого категорического силлогизма: силлогизм как связь терминов и как связь посылок. Атрибутивная и реляционная структура силлогизма.

51.Анализ критики силлогистики Ф. Бэконом и Д.С. Миллем. Методы Д.С.Милля. Их использование для выяснения причинных связей.

52.Теория и факт в научном познании. Позитивизм и постпозитивизм о соотношении теории и факта. Фактуализм и теоретизм.

53.Предмет метафизики. Метафизика в средние века и в новое время. Позитивизм против метафизики

54.Основные категории системного подхода: вещь, свойство, отношение и категории «определённое», «неопределённое», «произвольное» в параметрической общей теории систем.

55. Учение Аристотеля о четырех причинах. Развитие понятия о причинности после Аристотеля.     

56.Позитивизм О.Конта: соотношение философии, науки и религии. Опыт и наука. Три стадии объяснения природных и социальных явлений. Отрицание существования внеопытных сущностей.

57.Позитивизм Г.Спенсера: специфика философского и научного знания; о непознаваемом в науке; эволюционизм. Психологическая форма позитивизма Э.Маха, его идеал науки, принцип экономии мышления. 

58.Эмпирический контроль научного знания: принцип верификации (логический позитивизм), принципом фальсификации. (К.Поппер). Парадокс подтверждения К. Гемпеля.

59.Структура научных революций. (Т.Кун). Относительность критериев научной рациональности. Теоретическая «нагруженность» фактов. Идея «несоизмеримости» парадигм.  

60. П. Фейерабенд как критик неопозитивизма и критического рационализма: критика «нейтрального» языка наблюдения в концепции логического позитивизма, идея отказа от понятия истины и объективности знания. Язык наблюдения, опыт и эмпиризм в концепции П.Фейерабенда.

61.С. Тулмин:   эволюционистская модель развития науки, научная теория как «популяция» понятий, новизна теории как «мутация»,  историчность «стандартов рациональности и понимания». Двойственная природа науки.

62. Дж. Холтон: тематический анализ науки. Соотнесение тематического анализа науки с  предпосылочным анализом. (А.Уёмов). Развитие знания как борьба между противоположными «тематическими наборами».

63.Ю.Бохенский о логическом квадрате. Отношение противоположности и противоречия суждений на логическом квадрате. Соотнесённость истинности и ложности на логическом квадрате.

64.Индукция и дедукция: соотнесенность определений. Условия новизны и достоверности индуктивных и дедуктивных выводов (на логическом квадрате). Дж. С.Милль об аксиоме индукции.

65. Аристотель о «соотнесенном»  и его свойстве «обоюдности». Условно-категорический силлогизм и его правила. Соотнесенность правил modus tollens   и   modus ponens.

66.Структура выводов по аналогии:  аналогия свойств, аналогия отношений, аналогия изоморфизма, аналогия следствий. Аналогия как логическая основа метода моделирования.   (А.Уёмов).

67.Метафизические основания антропологии. Типы личностей. Классификация личности по системным дескрипторам и системным параметрам.

68. Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный метод построения научной теории.   Эйнштейновская модель построения научной теории. (Дж. Холтон).

69.Системный подход и общая теория систем. Работы А.Богданова и Л.фон Берталанфи.   Параметрическая общая теория систем. (А. Уёмов).

70.Два определения понятия «системы» в категориях «вещи, свойства и отношения» и категориях «определенное, неопределенное и произвольное».   (А.Уёмов).

71.Системные дескрипторы: концепт, структура и субстрат и их соотношение в двойственном системном моделировании. Двойственность и дополнительность. (А.Уёмов)

72.Системные параметры как общесистемные свойства. Атрибутивные (бинарные  и линейные) системные параметры как основания деления систем. Реляционные и атрибутивные системные параметры. (А.Уёмов)

73.Общесистемные закономерности как устойчивые связи между значениями системных параметров. Системные дескрипторы и учение Аристотеля о четырех причинах. (А.Уёмов).

74.Проблема развития в философии и в науке. Диалектическая концепция развития. (Г. Гегель, Ф.Энгельс) Кумулятивистский и некомулятивистский тип развития научного знания.

75. Сущностная и структурная онтология. Основной вопрос философии и его две стороны. Структурная онтология. Основной вопрос структурной онтологии. Структурные модели бытия в категориях «вещи», «свойства» и «отношения».