Новое общеуниверситетское образовательное направление!

количество просмотров: 1201 
Факультативная программа по иудаике и израилеведению в ОНУ имени И.И.Мечникова осуществляется при академической поддержке Еврейского университета г. Иерусалима с октября 2011 года. Между ОНУ и Израильским культурным центром г. Одессы существует договор о чтении двух спецкурсов в год израильскими специалистами. Было принято решение, что студенты и аспиранты, посетившие факультативную программу в течение трех лет и успешно сдавшие зачеты по спецкурсам, получат сертификат.

ПУТЕВОДИТЕЛЬ В МИРЕ ЕВРЕЙСКОЙ ИСТОРИИ И МЫСЛИ

Студенты Одессы – «мамы городов Израилевых» - получили возможность узнать о еврейской составляющей истории и культуры своего родного города. В естественный для Одессы интерес к еврейской теме преподаватели из Израиля внесли дух академизма.
Участники программы получили уникальную возможность увидеть механизм работы израильской системы образования "изнутри", провести научное исследование под руководством израильских ученых и опубликовать его результаты в сборнике «Иудаика в Одессе».
За это время программа по иудаике прочно прописалась на философском факультете. В этом нет ничего удивительного. И дело не только в том, что здесь существует инициативная группа, задумавшая и координирующая этот проект. Искусство оперировать идеями, а также понимать культуру обеспечивается изучением истории мировой философии, философии и истории религий, хронологии и типологии культур, культурной антропологии, культурной коммуникации. Многие из этих дисциплин носят междисциплинарный характер, сложились на основе синтеза разных наук. Аналогичная по своей природе иудаика оказывается важным элементом философского и культурологического образования.
Факультативная программа по иудаике вызывает большой интерес у университетских преподавателей и аспирантов. Благодаря спецкурсам Семена Гольдина, Ури Гершовича, Сержа Рузера, Сирила Асланова, Йоэля Регева мы получили доступ к информации по тем вопросам, которые в отечественной литературе обсуждаются слишком поверхностно или не рассматриваются вообще: достижения современной библеистики, история иудаизма, иудео-христианский диалог, специфика еврейской философии.
Установка на основательное знание источников отличает спецкурсы директора Центра Чейз, историка Семена Гольдина и д-ра философии Ури Гершовича. Подбор библиографического материала свидетельствует также о намерении развивать сравнительный подход к изучению философских и религиозных традиций, представленный в работах израильского философа Шломо Пинеса. Для подхода Пинеса характерно стремление рассматривать еврейскую мысль не изолированно, а в более широком культурном контексте, как часть греческой, исламской и западноевропейской культур.
Работы израильских ученых Гершома Шолема, Шломо Пинеса, Моше Иделя и др. актуальны и за пределами «науки о еврействе». Они важны для понимания стратегий философского мышления, его национальных и конфессиональных особенностей, взаимовлияния различных традиций, исследования типов религиозного мышления.
На философском факультете существует специализация по религиоведению, традиционно вызывающая большой интерес у студентов и аспирантов. В рамках программы изучения академической иудаики весной 2015 года одесским религиоведам удалось поближе познакомиться с опытом израильских коллег. Профессор кафедры сравнительного религиоведения Иерусалимского университета Серж Рузер прочел  авторский спецкурс «Иудаизм периода Второго храма и раннее христианство в израильских гуманитарных исследованиях и в сознании общества» (видеозапись курса см. https://www.youtube.com/watch?v=gfYwJ5LqKLY). Серж встретил увлеченность одесских студентов и преподавателей тематикой своих исследований. Научным руководителем его докторской диссертации на тему «Староассирийское Евангелие: стратегии перевода» был  профессор, исследователь еврейской и исламской философии Шломо Пинес.
В течение многих лет Ш. Пинес вел в Иерусалиме знаменитый «пятничный» семинар, тема которого может быть обозначена как «Евреи, христиане, иудео-христиане и др.» На семинаре обсуждались тексты на разных языках, относящиеся к поздней античности и Средневековью и предположительно сохранившие следы иудео-христианских традиций. В работе семинара принимал участие целый ряд видных иерусалимских исследователей, специализирующихся в самых различных областях иудаики, филологии и религиоведения. По-видимому, влиянию Пинеса следует приписать то, что некоторые из них внесли впоследствии вклад в разработку темы, не связанной непосредственно с узкой областью их научных интересов.
В настоящий момент в Иерусалимском университете ученик Ш. Пинеса Серж Рузер продолжает работать в избранных исследовательских областях: ранняя сирийская арамейская литература, христианские тексты, которые близки к оригиналу Вавилонского Талмуда, и раннее христианство.
Серж Рузер рассказал о том, какое место в израильских гуманитарных исследованиях сегодня занимают религиоведение и история религий. Значительная часть исследовательской деятельности кафедры сосредоточена на вопросах взаимовлияния иудаизма и христианства. Исследование различных аспектов взаимоотношений двух религий - чрезвычайно динамичная и многосторонняя область научных исследований. На своих лекциях Серж Рузер проследил различия между иерусалимской и тель-авивской школами по вопросу об интерпретации ранних христианских текстов. Среди обсуждаемых в рамках спецкурса текстов - Филон Александрийский и Иосиф Флавий, Кумранские рукописи  и Талмуд, Послания апостола Павла и Деяния апостолов.
Начало лекций нового спецкурса Сирила Асланова в 2015 году совсем не случайно совпало с днем рождения Одессы – городе, борющемся за звание мультикультурного. Профессор Сирил Асланов – известный лингвист, социолингвист уже второй раз читает лекции в Одесском национальном университете. В настоящее время он является профессором Еврейского Университета в Иерусалиме и заведует отделением французского языка и отделением романских языков. Он также является советником израильской государственной Академии иврита, занимающейся развитием языка. Академии принадлежит право устанавливать грамматические, лексические и терминологические нормы иврита.
Профессор Асланов говорит на 19 языках, в том числе и на русском. Он является автором многочисленных статей и книг. В своих исследованиях он изучает развитие языков во времени, проводит их структурный и сравнительный анализ. В своих спецкурсах Сирил Асланов делится богатым опытом своих исследований, а также своей работы в Академии иврита, в частности, разработкой неологизмов.  

Спецкурсы, прочитанные в ОНУ имени И.И. Мечникова в рамках факультативной программы по иудаике и израилеведению:
Октябрь 2011 года. Д-р Семен Гольдин «Евреи Европы в ХVIII – первой половине ХХ века».
Описание курса:
Обзорный курс посвящен истории европейского еврейства в Новое время (18 - первая половина 20в.) В рамках курса рассмотрено влияние на еврейские общины Европы экономической и политической модернизации Нового времени, идеологии Просвещения, возникновения национальных движений и национальных государств. Огромные изменения, внесенные в жизнь евреев Западной и Восточной Европы современностью, рассмотрены как с точки зрения ситуации еврейских общин, так и через призму отношений евреев с окружающим их обществом.
Март 2012 года. Д-р Ури Гершович «История развития еврейской мысли». Часть 1.
Октябрь 2012 года. Д-р Ури Гершович «История развития еврейской мысли». Часть 2.
Описание курса:
Курс познакомил студентов с историей средневековой еврейской мысли, в период перехода от Средних веков к Новому времени, особенностями еврейской мысли Нового времени. Изучение курса помогло разобраться с тем, что понимать под еврейской философией,  сравнить различные стратегии европейского мышления, усвоить важные аспекты в истории взаимоотношений христианства с иудаизмом.
В своей интерпретации истории еврейской мысли доктор Ури Гершович обосновывает: задачей еврейской философии является установить соответствие между еврейскими источниками (письменной и устной Торой) и философией. Весьма не просто совместить мировоззренческую позицию еврейских текстов с мировоззренческой позицией философской традиции. Поэтому реконструкция истории еврейской философии требует герменевтического подхода.
Особенностью курса является интенсивное использование первоисточников. Материал курса дает ключ к пониманию современной социокультурной ситуации.

Март 2013 года. Д-р Семен Гольдин «Национализм и национальные движения: теория и практика (еврейский и украинский контексты)».
Описание курса:
Курс ставил перед собой две задачи. С одной стороны, он был посвящен анализу сегодняшних теорий национализма и национальных движений,  научных дискуссий и споров о месте национального в современного мире. С другой – курс рассматривал в этом теоретическом контексте еврейский и украинский национальный "случаи", сравнивая их с другими национальными движениями и между собой. Занятия проводились как семинары, чтение обязательной литературы к занятиям, подобранной и предоставленной лектором, действительно было необходимым.

Сентябрь 2013 года. Д-р Сирил Асланов «Роль иврита в еврейском национальном возрождении и в современном Израиле».
Описание курса:
Курс позволил принять участие в обсуждении проблем строительства идентичности в современном политическом пространстве. Насколько прав Бенедикт Андерсен, утверждая, что нация является сконструированным сообществом? Можно ли найти тот инструмент, который позволит создать сильное политическое сообщество нации, которая долгий период не имела собственного государства? Своё видение данной проблемы предложил доктор Сирил Асланов.

Ноябрь 2014 года. Д-р Йоэль Регев «Еврейская философия ХХ века».
Описание курса:
Лекция 1
Раввинистический иудаизм в контексте актуальной мысли. Проблема радикальной секуляризации. Материализм благодати. Славой Жижек, Алан Бадью.
Текст для чтения: Славой Жижек, Хрупкий абсолют, М., 2003, стр. 117-165.

Лекция 2
“Евреи” и “преодоление метафизики”. Филипп Лаку-Лабарт, Жан-Франсуа Лиотар.
Текст для чтения: Жан-Франсуа Лиотар, Хайдеггер и “евреи”, СПб., 2001, стр. 11-78

Лекции 3-4 
Философия диалога; еврей как “другой”; невозможный праксис: Герман Коген, Франц Розенцвейг, Эммануэль Левина.
Текст для чтения: Эммануэль Левинас, Тотальность и бесконечное, М.-СПб., 2000, стр. 66-90б 194-222

Лекции 5-6
От невозможного логоса к “силе сцепления”: Гершом Шолем, Итамар Бен-Ави, рав Давид Коген (Назир), Шолом-Дов-Бер
Текст для чтения: Scholem, ‘‘A Confession Regarding Our Language (Gershom Scholem to
Franz Rosenzweig, December 26, 1926), in William Cutter, ‘‘Ghostly Hebrew, Ghastly Speech:
Scholem to Rosenzweig, 1926,Prooftexts 10.3 (1990), p. 418
Март 2015 года. Д-р Серж Рузер «Иудаизм периода Второго храма и раннее христианство в израильских гуманитарных исследованиях и в сознании общества».
Описание курса:
Первая половина курса посвящена обсуждению специфических черт еврейской религии конца периода Второго храма ( 3 в. до н.э. – 1 в. н.э) – в отличие от более ранней, библейской, эпохи, с одной стороны и более позднего, раввинистического, этапа, с другой. Особый упор сделан на различиях между диаспоральным, эллинистическим, вариантом иудаизма и иудаизмом в Земле Израиля, а также на спектре течений – или как Иосиф Флавий предпочитает называть их философий – в рамках последнего. Вторая половина курса посвящена обсуждению попыток современных израильских историков религии, равно как и их коллег в других странах, определить место раннего христианства – в рамках упомянутого спектра или вне него.

Сентябрь 2015 года. Профессор Сирил Асланов «Израильское общество: от многоязычия к мультикультурализму».
Описание курса:
В 1948 иммигранты из 102 стран собрались в новосозданном государстве Израиль, и всевозможные языки зазвучали в израильском социолингвистическом пространстве. Прошло 67 лет, и в Израиле ныне торжествует моноязычие. Однако эта унификация социолингвистического горизонта Израиля совмещается с мультикультурализмом. В этом курсе мы стремимся понять процесс языковой унификации на фоне мультикультурализма.

Апрель 2016 года. Доктор Ури Гершович «Еврейская мысль ХХ века. Обзорный курс»
Описание курса:

  1. Герман (Йехезкэль) Коген: неокантинство и иудаизм

- Этика и религия согласно Когену. Критика Канта
- Герман Коген и Маймонид
- Герман Коген и Соломон Маймон
- «Религия разума из источников иудаизма»: философия или апологетика?
- Основные понятия религии разума в интерпретации Когена
- Отношение к сионизму

  1. Сионизм: идеология и философия

- Общественно-политические течения в еврейском мире в начале XX века. Истоки сионизма.
- Программа Йосефа-Хаима Бренера
- Аарон-Давид Гордон: мыслитель и практик
- Рав Авраам-Исаак Кук: религиозный сионизм

  1. Франц Розенцвейг: новый путь мышления

- Духовные искания Розенцвейга, путь к иудаизму
- Образовательная программа
- «Звезда спасения»: критика метафизики
- Иудаизм и христианство

  1. Мартин Бубер: экзистенциализм и диалогизм

- Духовные искания Бубера: мистика, источники хасидизма
- «Я и ты»
- «Два образа веры»: взгляд Бубера на иудаизм и христианство
- Понятие нации и сионизм Бубера

  1. Авраам-Йехошуа Гешель и Йосеф-Дов Соловейчик

- Интерпретация традиции сквозь призму философии или элементы философии в осмыслении иудаизма?
- Легализм, этика, профетизм
- «Бог в поисках человека» Гешеля: пафос классических источников иудаизма
- «Человек галахи» Соловейчика: переосмысление понятий «заповедь» и «вера»

  1. Эмманюэль Левинас: иудаизм – религия для взрослых

- Этика и онтология
- Концепция Другого у Левинаса
- Размышления об иудаизме
- Талмудические штудии

Осенью 2014 года договор о сотрудничестве продлен еще на пять лет.

 


Свои предложения по развитию программы направляйте по  адресам:
lenape@yandex.ru – Елена Сергеевна Петриковская
doaod1@gmail.com – Оксана Андреевна Довгополова