III.2.2. Предварительная библиография. Карточки
Понятно, что для составления библиографии надо пересмот­реть кучу книг. В библиотеках же любят их давать по одной или по две за раз, ворчат, если вы тут же их возвращаете, а чтоб поме­нять, заставляют терять массу времени.
Поэтому в первые дни не пытайтесь взять в руки все те книги, которые откопали, а займитесь предварительной библиографией. Да, понятно, что просмотр каталогов дал вам какие-то названия, список у вас есть. Но из этого списка неизвестно, с какой книги начинать читать. Поэтому просмотр каталогов должен развора­чиваться параллельно с просмотрами пособий в справочном зале. Если отыщете статью по вашей теме, с большой хорошей биб­лиографией, саму статью вы просмотрите по диагонали (еще ус­пеете вернуться), а вот библиографию перепишете всю. Перепи­сывая, вы уже в состоянии понять, и из диагонально прочитанной статьи, и из кратких комментариев, сопровождающих заглавия в списке, — какие из перечисленных томов автор статьи считает самыми главными. Заказ в читальном зале уместно начинать имен­но с них. Вдобавок, если вы просмотрели не одно, а два или три справочных издания, путем перекрестного сравнения библиогра­фий вы сможете выделить названия, цитируемые всеми. Вот вам и первоначальная иерархия. Может статься, ваша будущая работа камня на камне от нее не оставит. Ну и пусть, а пока что вы нашли себе точку отсчета.
Сейчас вы возмутитесь и заявите, что из десяти энциклопедий всю библиографию не перепишешь. Действительно, есть риск на основании всех этих справочников ввязаться в библиографию из сотен названий, даже после выброса повторов (кстати, переписав первую библиографию, не забудьте рассортировать ее по алфавитy, тогда отсеивать двойники вы сможете прямо на ходу). Но в наш век в каждой библиотеке стоит ксерокс. Специальная биб­лиография по конкретной теме, за исключением редких случаев, в каждой книге занимает не больше десятка страниц. Пересними­те все библиографии. Дома вы спокойно приведете их в порядок. Только закончив составлять свои списки, идите обратно в биб­лиотеку и проверяйте, что из списка есть у них в хранении.
Когда вы сделаете карточки, сразу увидите, какая от них польза. На карточке, относящейся к каждой книге, помечайте библиотеку и библиотечный шифр (возможно, несколько библиотек и несколь­ко шифров, или ни одной библиотеки и ни одного шифра: по пус­тому уголку карточки сразу будет видно, что у вас, то есть у ваше­го диплома, имеется серьезная проблема).
Встречая в книгах новые отсылки, первый соблазн — перепи­сать их в рабочую тетрадку. Затем, оказавшись в алфавитном ка­талоге, найти шифр и прилепить его сбоку в той же тетрадке... Однако, когда названий станет много (а при начальном знаком­стве с темой работ по ней без всякого труда может набраться бо­лее сотни; позднее выяснится, что большую часть читать не надо) случится, чего следовало ждать: вы перестанете ориентироваться в собственной тетради.
Поэтому самая правильная оснастка — персональный ящичек с карточками. Постепенно, по мере появления названий, в него будут попадать все новые карточки. Постепенно на них появятся шифры. Купите такую коробочку или склейте ее себе сами. Сотня или две сотни карточек занимают совсем мало места. Вы должны носить их с собой каждый день в библиотеку. Это даст вам точное представление о том, что вы уже нашли и что вам еще предстоит искать. Вдобавок карточки будут в алфавитном порядке, а следо­вательно, легко обозримы.
Обычно шифры пишут в правом верхнем углу. В верхнем ле­вом помещайте вашу помету: имеет ли этот труд общее значение, или примыкает к определенной главе, и в подобном духе.
Разумеется, если у человека нет терпения шуршать карточка­ми, никто ему не запрещает ходить с тетрадкой. Но это неудобно!
Ну, пишет он на первой странице авторов на А, на второй на Б и так далее. Но когда первая страница целиком испещрена запися­ми, впору хвататься за голову. Купите уж, коли так, телефонную книжку. «Аббати» не займет свое аккуратное место перед «Аццимонти», но и тот и другой никуда не денутся с четырех листиков, отведенных под фамилии на «А».
По мне, система карточек до сих пор остается идеальной, кар­точки продолжат свой полезный век и в ходе будущей работы, по окончании диплома. Вы даже сможете подарить их кому-нибудь, кто начнет работать после вас над сходной или близкой темой.
В главе IV пойдет разговор и о других наборах карточек, на­пример о карточках-конспектах, картотеке идей, картотеке цитат (и о том, в каких случаях имеет смысл плодить все эти картотеки). В данный же момент я хочу только подчеркнуть, что библиографические карточки — совсем из другой оперы, нежели карточки-конспекты.
Придется, забежав вперед, сказать несколько слов об этих последних. В картотеку конспектов вы будете собирать карточки, желательно крупноформатные, с выписками из книг и статей, ко­торые прочитали. Выписки будут содержать резюме, цитаты, ком­ментарии, словом, все то, что из этих книг будет использовано при написании вашего текста (может статься, самих книг в это время уже под рукой не будет), а также при приведении библио­графии в окончательный порядок. Это не та картотека, которую вы всегда таскаете за собою, и поэтому можете делать ее хоть на больших тетрадных листах (хотя, с моей точки зрения, крупные карточки — самое удобное).
Библиографический же ящичек — другое дело. Там надлежит держать информацию о книгах, которые вы ищете, а не только о тех, которые уже нашли и прочли. В библиографической коро­бочке может быть у вас хоть десять тысяч карточек, притом что в картотеке конспектов — только десять названий. Правда, подоб­ная пропорция будет наводить на мысль, что сперва ваша работа продвигалась чересчур бурно, а под конец чересчур вяло.
Библиографический ящичек каждый день ходит с вами в биб­лиотеку. На картонках записываются только самые основные дан­ные о интересующих вас книгах, шифры, указание библиотек, где книги есть или где их нет. Максимум, что позволено — припи­сать на эту же карточку короткую аннотацию типа «Особо реко­мендуется в статье Икса», «Обязательно найти». «Игрек ругает» или даже «Придется покупать». Но только это. Никакой другой писанины. Карточек-конспектов одной книги может быть несколь­ко, это зависит от типа конспекта. Но библиографическая карточ­ка на книгу должна быть у вас одна и только одна.
Чем лучше организован библиографический ящик, тем полез­нее он для вашей жизни. Его вполне будет можно одалживать, дарить и даже продавать, так что имеет смысл работать стара­тельно и писать хорошим почерком. Не стоит царапать вкривь и вкось название с ошибками и стенографическими иероглифами. Эта предварительная библиография, пережив необходимые пе­ревоплощения (то есть сделавшись перечнем книг, которые вы действительно нашли, прочли и законспектировали) превратится в окончательную библиографию вашей выпускной работы.
Поэтому я подробнее остановлюсь на том, как правильно записывать названия: вот вам правила библиографического описания. Эти правила должны быть соблюдены:
1) в ваших библиографических карточках;
2) в ваших конспектах;
3) в подстрочных примечаниях к тексту диплома;
4) в окончательной библиографии диплома.
Как видите, эти правила относятся ко всем разделам и подраз­делам, где описываются соответствующие этапы работы. Сейчас я перечислю эти правила раз и навсегда. Эти правила имеют огромное значение, постарайтесь как следует освоиться с ними. В частности, убедитесь, насколько они функциональны, как они помогают и вам, и читателю опознать книгу, о которой речь.
Вдобавок нормы библиографического описания составля­ют собой, так сказать, красу научного этикета. Их соблюдение
указывает на привычку к науке, а их нарушение выявляет выскоч­ку и неуча и нередко бросает позорящую тень на работу, казалось бы, приличную на первый взгляд.
Ритуал. Можно сказать — церемония. Да! Но вовсе не бес­смысленная, не пустое начетничество.
Так же устроен мир спорта, мир коллекционеров марок, пре­ферансистов, политиков: кто путается в профессиональных жес­тах или терминах, вызывает настороженность. Он — «не свой», посторонний. Старайтесь соблюдать устав научного монастыря.
В частности, имейте в виду: обсуждать целесообразность ка­ких-то правил и оспаривать их может только тот, кто знает эти правила и способен доказать, что они несостоятельны, что они сковывают. Чтобы протестовать против подчеркивания (или вы­деления курсивом) названий книг, надо как минимум знать, что названия подчеркиваются (выделяются курсивом), а также зачем они подчеркиваются.
НАЗАД | ВПЕРЁД