VI.2. Затекстовая библиография

Оформление библиографии требует более долгого, бо­лее подробного, более серьезного разговора. Правда, мы останавливались на этой теме по крайней мере дважды.

В разделе III.2.3. нашей книги объяснялось, как надо де­лать библиографическое описание, а в разделах V.4.2 и V.4.3 было сказано, как оформлять ссылки на цитируемые работы и как увязывать внутритекстовую (или подстра­ничную) ссылку с затекстовой библиографией.

Остается добавить, что любая курсовая и дипломная работа обязательно должна иметь затекстовую библиогра­фию, как бы ни были подробны и обстоятельны отдельные библиографические сноски. Читающего не заставляют ла­зить по страницам, отыскивая выходные данные цитируе­мых книг.

В некоторых дипломах и курсовых библиография со­ставляет раздел необходимый, но служебный. Однако в других студенческих работах (скажем, в тех, которые по­свящаются исследованию литературы определенного на­правления или всем, как изданным, так и неизданным со­чинениям определенного автора) библиография вполне может оказаться самой важной частью работы. Не говоря уже о дипломах библиографических по определению, ска­жем "Фашизм в отражении исторической критики 1945-50 гг.", где библиография вообще представляет собой не исход­ную точку, а вывод.

Поэтому ограничимся только несколькими соображе­ниями о том, как следует организовывать библиографию. Возьмем для примера диплом по Бертрану Расселу. Биб­лиография будет делиться на Работы Бертрана Рассела и Работы о Бертране Расселе (конечно, не исключен и всту­пительный теоретический раздел Работы по истории фи­лософии двадцатого века). Произведения Бертрана Рассе­ла должны перечисляться в хронологическом порядке, а критические работы - по алфавиту; но только если тема не формулируется "Исследования творчества Бертрана Рассела в период 1950-1960 гг. в Англии", в каковом слу­чае даже и библиографию по Расселу лучше строить по хронологическому принципу.

Если же будет избрана тема "Авентинская оппозиция 1924 г. Противоборство католиков приходу фашизма к вла­сти в Италии", библиографию можно структурировать ина­че. Отдельно - парламентские акты и постановления; от­дельно - статьи в католической прессе; отдельно - мате­риалы фашистской периодики; отдельно - пресса иных направлений; и, наконец, исторические труды по событи­ям 1924 года (а также раздел общих сочинений по истории Италии соответствующего периода).

Как легко заметить, структура списка меняется в за­висимости от названия диплома. Надо суметь так органи­зовать библиографию, чтобы в нее были введены различия между первичными и вторичными источниками, между стро­го научными исследованиями и журналистскими разгла­гольствованиями.

Подведем итоги, учитывая сказанное в этой и предыду­щих главах. Цели библиографии следующие: а) придать опознаваемость цитируемому тексту; б) оптимизировать доступность цитируемого текста и в) заявить о своей при­частности к набору специальных правил изучаемой на­учной дисциплины.

Причастность к научной традиции демонстрируется посредством двух приемов: во-первых, вы должны охва­тить как можно более полный круг научной литературы по теме, а во-вторых, должны точно следовать правилам библиографического описания, принятым в вашей облас­ти. Специальные нормы ваших дисциплин, разумеется, дол­жны быть вам известны, и поэтому приведенные мной в этой книге стандартные правила нуждаются в коррекции. Исходите из изучаемой вами научной литературы.

Что же до первого приема, возникает законный вопрос: надо ли включать в библиографические списки лишь те книги, которые вы действительно прочитали, или можно перечислить всю литературу, которая относится к вопросу и в существовании которой вы уверены? Самый есте-

ственный ответ - это что в списки положено включать только реально проработанные труды по вопросу и что любой другой метод составления списка - жульничество. Однако и здесь нужно учитывать специфику исследуемых тем. Можно представить себе исследование, целью которо­го является обобщить всю сумму печатных сообщений по какому-то вопросу, причем совершенно ясно, что прочесть все эти публикации за пределами человеческих сил. По­добный список имеет право на жизнь, только пускай ав­тор диплома откровенно скажет в самых первых строках, что он не прочитал насквозь каждый пункт библиографи­ческого перечня. Может быть, ему следует поставить звез­дочку против тех номеров списка, которые он честно про­читал. Подобный подход, впрочем, применим лишь к тем научным темам, по которым не издавалось полных биб­лиографий.

По названию библиографии всегда понятно, насколько она серьезна. Список литературы может носить название "Список литературы", "Библиографические отсылки", "Вы­ходные данные", "Использованная литература", "Общая библиография по такой-то теме". Из названия ясно, каким требованиям этот список обязательно должен удовлетво­рять, а чего от него требовать не надо. Нельзя давать заг­лавие "Список литературы по Второй мировой войне" то­щему перечню из тридцати названий на вашем родном язы­ке. Надпишите сверху "Использованная литература" и сту­пайте с богом.

Какой бы бедной ни была ваша библиография, поста­райтесь все же придать ей хороший алфавитный порядок. На это есть свои правила. Разумеется, порядок этот в пер­вую очередь касается фамилий. Аристократические при­ставки "де" и "фон", если они пишутся со строчной буквы, в фамилии не входят, но входят, если пишутся с пропис­ной: "Д'Аннунцио", но "Соссюр, Фердинанд де"; Де Амичис, Дю Белле, Лафонтен, но Бетховен, Людвиг ван. Впрочем,

главное - держать в памяти образцы, вычитанные в критической литературе по предмету. Часто, скажем, для древ­них авторов (до четырнадцатого века) основным выступа­ет имя, а вовсе не то, что кажется фамилией, то есть то что на самом деле может означать либо отчество, либо место рождения/происхождения.

В общем, рекомендуется следующее построение стандар­тного библиографического списка:

Источники

Библиографии

Работы по главной теме или по главному автору (луч­ше если разделенные на две группы: книги и периодика)

Дополнительные материалы (интервью, документы, таб­лицы, иллюстрации и проч.)

VI.3. Приложения

Для некоторых видов дипломов приложение или при­ложения просто жизненно необходимы. Если в сочинении по филологии разбирается редкий текст, вами найденный и переписанный, приложение - первопубликация этого текста - самый оригинальный кусок вашей работы. Если в вашем дипломе часто цитируется какой-то интересный документ, то будь он даже опубликован, все-таки можно для удобства читателей воспроизвести его в приложении. Для диплома по правоведению, в котором разбирается некий закон или часть свода законов, хорошее приложе­ние - текст этих постановлений, кроме случаев, когда речь идет о самых распространенных текстах, имеющихся под рукой у всех.

Публикация в приложении какого-либо материала из­бавит вас от необходимости вставлять в текст долгие и нудные цитаты и позволит обходиться коротенькими от­сылками.

В приложение следует отправлять таблицы, диаграм­мы, статистические сводки, за исключением самых сжа­тых, которые нормально смотрятся и в основном тексте.

В общем, отправляйте в приложение все то, что способ­но отяжелить текст и затруднить его чтение. Однако мало что так действует на нервы, как слишком частые отсылки к приложению, когда читающий вынужден метаться от стра­ницы основного текста в конец рукописи, а затем обрат­но. Руководствуйтесь соображениями здравого смысла. Старайтесь придать вашему творению прозрачность и про­стоту. Лучше вставляйте в основной текст сжатые пере­сказы, краткие цитаты, и пишите дальше, а тот, кто захо­чет проверить ваши выводы, может обратиться к докумен­ту приложения, благо он под рукой.

Если вам желательно развить какой-то тезис, однако тем самым вы рискуете отвлечься от основной мысли дип­лома, есть возможность вынести в приложение весь отры­вок, посвященный побочному вопросу. Предположим, ваша дипломная работа посвящена "Поэтике" и "Риторике" Арис­тотеля (роли этих трактатов в развитии теорий искусства периода Возрождения), Работая, вы обнаруживаете, что в определенный момент к этим текстам обратилась "чикаг­ская школа" (двадцатый век), предложив их современную трактовку. Если трактовка "чикагской школы" имеет ка­кое-то отношение к теме "Аристотель и Возрождение", вы процитируете ее непосредственно в тексте диплома. Од­нако может статься, что эта тема обширнее и хорошо под­ходит для отдельной заметки в приложении, с тем чтобы показать, что не только Возрождение, но и двадцатый век обращались к Аристотелю за творческими импульсами. Точно также, сочиняя диплом по романскому языкозна­нию (на материале "Тристана") вы можете посвятить от­дельный очерк теме Тристана в декадентской культуре от Вагнера до Томаса Манна. Эта тема не имеет прямого от­ношения к языкознанию, но если вы доказываете, что в

трактовке Вагнера имеются интересные лингвистические аспекты, либо, наоборот, что трактовка Вагнера вовсе не учитывает лингвистическое своеобразие материала, ваше приложение вполне уместно в составе филологического диплома.

Нередко в приложениях помещают резюме ненаписан­ных статей - заявки на будущие исследования. Я не боль­шой поклонник подобных приложений к студенческим работам. Подобные публикации приличествуют, если на то пошло, зрелым ученым, которые могут позволить себе бли­стать эрудицией по всякому поводу. Но в качестве психо­логического подспорья такие приложения незаменимы. Бывает, что исследователю в ходе работы открываются параллельные или альтернативные пути и соблазн рас­сказать об этих прозрениях чересчур силен. Лучше уж пусть о них рассказывается в приложениях. Так будет удовлетворен творческий зуд и в то же время не повре­дится строгая логическая структура основного рассуж­дения.

V.1.4. Оглавление

В оглавлении должны присутствовать все главы, раз­делы, подразделы, пункты и подпункты, с той самой нуме­рацией, которая придана им в основном тексте. Этот совет, несомненно, тоже покажется вам излишним, но все-таки, прежде чем давать рукопись оппонентам, проверьте, по­жалуйста, совпадают ли цифирки в оглавлении и в тексте.

Оглавление является той необходимой помощью, кото­рую вы обязаны оказать как читателю, так и себе самому. Только оно дает возможность быстро отыскивать интере­сующие темы.

Оглавление может размещаться как в начале работы, так и в ее конце. В Италии и во Франции обычно размеща-

ют оглавление в конце. В англоязычных странах и во мно­гих немецких изданиях - в начале.

Мне кажется, что лучше, когда оглавление стоит в на­чале. Перевернув первые две страницы, читатель сразу видит его, а чтобы найти его в конце, от читателя требует­ся большее физическое усилие. Но прошу иметь в виду: если оглавление в начале, пусть оно действительно бу­дет в начале. В некоторых англоязычных книгах оглавле­ние верстают после вступительной статьи, а иногда пос­ле вступительной статьи, введения к первому изданию и предисловия ко второму изданию. С тем же успехом могли бы вставлять это оглавление в середину тома.

При издании книг может быть принято альтернативное решение: помещают в начало лишь краткое содержание (пе­речень основных глав или рубрик), а в конец - детальный предметный и именной указатель. Это делается в работах, где деление на главы подчеркнуто аналитическое. В дип­ломной работе такая тщательность излишня. Для диплома хватит хорошего аналитического оглавления, желатель­но размещенного в начале работы, сразу после титульно­го листа.

Оглавление должно воспроизводить принципы графи­ческого оформления основного текста: если 1.2. является подпунктом от 1., его заглавие должно быть втянуто впра­во. В таблице 22 я предлагаю две модели оглавления. По­мните, что главы, разделы и подразделы могут нумеровать­ся и по иному принципу, с участием, наряду с арабскими, имских цифр, букв алфавита и пр.


Таблица 22

ПРИМЕР ОГЛАВЛЕНИЯ, тип 1

МИККИ МАУС - ВСЕМИРНЫЙ ГЕРОЙ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Введение..........................................   с.

1.  РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА

1.1.  Проектная группа:.............................   с.

1.1.1.  Авторы идеи Микки........................   с.

1.1.1.1.  Уб Иверкс..........................   с.

1.1.1.2.  Уолт Дисней........................   с.

1.1.2.  Режиссерская группа......................   с.

1.1.3.  Сценарная группа.........................   с.

1.2.  Работа над фильмами:..........................   с.

1.2.1.  Художники-мультипликаторы...............   с.

1.2.2.  Озвучивание.............................   с.

1.2.2.1.  Уолт Дисней (с 1928 по 1947)..........   с.

1.2.2.2.  Джим Макдональд (с 1947 по 1983).....   с.

1.2.2.3.  Уэйн Оллуайн (с 1983)...............   с.

1.3.  Эволюция символа Микки.......................   с.

1.3.1.  Период до 1939 г. (фигура в детских штанишках)    с.

1.3.2.  Период с 1939 г. и далее (фигура во взрослом костюме)................................     с.

2.  ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИККИ В КУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ ЕВРОПЫ

2.1.  Перевод имен основных персонажей фильмов на европейские языки .........................   с.

2.1.1.  Микки...................................   с.

2.1.2.  Минни...................................   с.

2.1.3.  Плуто...................................   с.

2.1.4.  Гуфи....................................   с.

2.1.5.  Дональд Дак.............................   с.

2.2.  Использование тематики Микки Мауса ведущими европейскими радиостанциями..................   с.

3.  ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ МИККИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ 3.1. Роль образа Микки как символа США в годы Второй мировой войны.......   с.

3.1.1.  Дональд и Плуто - персонажи военной пропаганды  ..............................   с.

3.1.2.  Микки и Минни: мотив «воюющего жениха» ...   с.

3.1.3.  Высадка союзников в Нормандии (Д-день) и «Микки Маус» в качестве военного пароля ...   с.

234


4. ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИИ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА И КУЛЬТ МИККИ МАУСА

4.1.  Франклин Д. Рузвельт о Микки Маусе.............   с.

4.2.  Сергей Эйзенштейн о Микки Маусе ...............   с.

4.3.  Бенито Муссолини о Микки Маусе................   с.

4.4.  Энди Уорхол и его интерпретация образа Микки Мауса   с.

Выводы............................................   с.

Статистические таблицы: использование мотивов Микки

Мауса в массовой культуре Европы....................   с.

Приложение 1. Частота употребления мотива Микки Мауса в передачах БиБиСи 1950-1951 гг......................   с.

Приложение 2. Приобретение прав на использование символики Микки Мауса текстильными предприятиями Европы в 1980-1981 гг..............   с.

Литература по вопросу:

Фильмография.............................   с.

Изданные сценарии.........................   с.

Использованные рукописи из архива киностудии «Уолт Дисней».............................   с.

Научная и критическая литература...........   с.

ПРИМЕР ОГЛАВЛЕНИЯ, тип 2

МИККИ МАУС - ВСЕМИРНЫЙ ГЕРОЙ ДВАДЦАТОГО ВЕКА Введение

1.   РОЖДЕНИЕ ОБРАЗА

2.  ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИККИ В КУЛЬТУРНЫХ КОНТЕКСТАХ ЕВРОПЫ

3.   ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ МИККИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

4.  ДЕЯТЕЛИ ИСТОРИИ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ДВАДЦАТОГО ВЕКА И КУЛЬТ МИККИ МАУСА

Выводы

Это же оглавление может иметь нумерацию такого вида: А. ПЕРВАЯ ГЛАВА

A.I.  Первый раздел А.II. Второй раздел

A.II.1. Первый пункт второго раздела A.II.2. Второй пункт второго раздела

а также еще и такого вида: I. ПЕРВАЯ ГЛАВА

I.1.  Первый раздел

I.2.  Второй раздел

I.2.1. Первый пункт второго раздела

I.2.2. Второй пункт второго раздела

 


Можете выбрать еще и другие критерии, лишь бы они давали возможность отобразить структуру работы с такой же ясностью и очевидностью.

Как вы видели, нет необходимости ставить точку в кон­це строчек оглавления. Что до номеров страниц, удобнее, если вы позаботитесь выровнять их не по левой, а по пра­вой цифре:

7. 8. 9. 10.

Это же относится и к римской нумерации. Занудство? Я бы не сказал. Чистоплотность. Вы же поправляете галстук, ког­да он лезет на сторону; и даже самые расхристанные «не­формалы» не ходят с птичьими какашками на пальто.


VII. ВЫВОДЫ

Завершим эту работу двумя главными выводами: 1) писать диплом надо с удовольствием и 2) диплом как свиная туша не дает отходов.

Те неопытные, кто робели пред перспективой создания дип­лома, за который они не знали как и браться, и внимательно про­читали эту книгу, имеют законное право прийти в ужас. Сколько трудностей, сколько поучений, не управиться вовеки...

Ничего подобного! Ради полноты я исходил из предпосылки, будто читатель абсолютно девствен; но любой из вас, прочитав хоть сколько-то книжек, какие-то технические навыки в себя при­нял. Эта книга служит неким сборником, где описываются все навыки и доводятся до рационального уровня знания, которыми вы владеете подсознательно. И водитель машины, если начнет рефлексировать о собственных поступках, вдруг поймет, что дол­жен являть собой фантастический механизм, способный в доли секунды принимать жизненно важные решения без малейшего права на ошибку. И все же машину все как-то водят, и процент населения, который гибнет в автокатастрофах, подтверждает тот факт, что большинство остается живыми.

Надо работать в охотку. Если выбрана тема, которая вам инте­ресна, если вы в самом деле решили отвести на диплом какое-то время, пусть даже не очень большое (как вы помните, минимальный период, по нашим подсчетам, составляет полгода), вы заметите, что диплом может превратиться в увлекательнейшее конструиро­вание, что-то вроде пари или игры в охотников за сокровищами.

Есть какой-то спортивный азарт в погоне за недоступными текстами, радость разгаданного кроссворда, когда отыскивается, после длительных умственных терзаний, ответ на некий вопрос, казавшийся безысходным.

Повторяю: диплом — это пари. Пари с самими собою. Начи­нается дело с загадки, которая не имеет ответа. Результат должен

237


VII. Выводы

быть обретен за конечное число ходов... Впрочем, есть и проти­воборец. Это ваш материал, который не желает делиться секре­том. Вы должны «расколоть» его. Выследить, захватить, изучить. Вызнать то, что он скрывает. Сделать предложение, от которого не отказываются... А иногда диплом — это паззл: надо найти каж­дому фрагменту единственное место.

Если исходить из спортивного интереса, диплом получится хороший. Если же с первой минуты воспринимать его как риту­альное действо, не затрагивающее сути, — считайте, что партия проиграна. Чем тратить ваше время на такое (повторю, хотя мой совет подсуден) — купите себе диплом, украдите, не отравляйте жизнь себе и тем, кто обязан помогать вам и читать вас.

Если вы работали в свое удовольствие, вам захочется продол­жить. Обычно в ходе написания диплома единственная мысль — когда же я от него избавлюсь? Мечтают только никогда его боль­ше не видеть. Но после защиты, в тех случаях, разумеется, когда диплом делался на совесть, начинает чувствоваться какой-то дея­тельный зуд. Как-то хочется усовершенствовать те пункты, кото­рые были недоработаны, углубить те наметки, которые возника­ли по ходу дела, но на которые не было ни времени, ни силы. Хочется дочитать недочитанные книги, дописать недописанные мысли. Это — знак, что работа над дипломом пробудила творчес­кие пищеварительные процессы. Знак, что вы заразились иссле­довательской бациллой, как Чаплин в «Новых временах», продол­жающий закручивать гайки после работы, выйдя с завода; пред­стоит побороться с собой, тормозя этот импульс.

Но когда затормозите, может быть, и обнаружится, что у вас научное призвание и что ваш диплом — не только способ обзаве­стись долгожданными «корочками», а университет не только сту­пень восхождения по общественной лестнице, и не только дань почтения родителям. Кстати, если исследовательский труд вас действительно так радует, это не обязательно означает прямой путь в аспирантуру, гонку за контрактами, конкурсы, невозможность сразу зарабатывать. Вы можете идти себе трудиться по специаль­ности и отводить какое-то разумное время на решение интересу-

238


VII. Выводы

ющих вас проблем; для этого не обязательно сидеть на кафедре. Специалист, уважающий себя, по идее, всегда продолжает свой научный рост.

Какую бы роль в своей жизни вы ни отводили разысканиям, вы обнаружите, что добросовестный диплом полезен до малей­шего хрящика. Во-первых, из него можно выкроить одну или не­сколько научных статей, а может быть, и книгу (обогатив и рас­ширив, разумеется).

А остальные кусочки пойдут в стряпню: вы будете то и дело возвращаться за цитатами, перечитаете свои конспекты и сумеете извлечь из них дополнительные сведения, не вошедшие в оконча­тельный текст работы. То, что было проходною сноской, может сделаться отдельной главой вашей докторской диссертации...

Диплом может пригодиться вам и через десять и через два­дцать и через тридцать лет. Потому что первая любовь, она не ржавеет, как вы знаете.


Учебное издание

ЭКО Умберто

КАК НАПИСАТЬ ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Учебно-методическое пособие

Издательство благодарит Ермашова Д. В.

Художник Орлова-Петрушина М. О.

Редактор Сульчинская О. В.

Корректор Иванова Н. В.

Компьютерная верстка

Билак О. М., Павловская А. В.

Подп. в печать 18.10.01. Формат 84х108 1/32. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Печать офсетная. Объем 7,5 п. л. Тираж 5000 экз. Заказ № 4831.

ООО «Книжный дом «Университет»

119234, Москва, а/я 587. Тел./факс: (095) 939-40-36, 939-40-51. Http://www.kdu.ru. E-mail: kdu@kdu.ru.

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленных диапозитивов на ГИПП «Вятка».

610033, г. Киров, ул. Московская, 122.

НАЗАД