Лекция №1

Лекция №2 Лекция №3 Лекция №4 Лекция №5 Лекция №6 Лекция №7 Лекция №8 Лекция №9 Лекция №10 Лекция №11 Лекция №12 Лекция №13

Лекция №11

Когда, мы характеризовали метафизику, то выделили 4 раздела: 1) онтология – учение о строении и сущности бытия, определение мира и его элементов; 2) космология – учение о мире в целом; 3) философская антропология; 4) теология.

КОСМОЛОГИЯ может быть предметом эмпирических исследований. Космос изучают, наблюдают – это входит в область -эмпирических исследований и есть исследование проблемы мира в целом. Однако, мир в целом не наблюдают. "Мир в целом" – это проблема метафизическая.

Что можно сказать о мире в целом? Эта проблема была поставлена еще древними греками, философами древней Индии, Китая, Египта.

Космос как он виделся древними греками – не то, как видит Космс современный человек. Космос, по-древнегречески, это нечто упорядоченное, космос возникает, а мир не возникает. Вначале мир представлял собой некий хаос, из Хаоса возникают некие определенные структуры, возникает некий Порядок. Космс употребляется как синоним Вселенной.

Какими могут быть философские проблемы учения о Космосе, космологии? Первая космологическая проблема, которую поставили древние греки, была структурная проблема: как соотносится земное и небесное? Эмпирические наблюдения древних показывали, что существует разница между земным и небесным. В небе все совершенно, небесные тела совершают совершенные движения по совершенным путям – кругам, а все земное – несовершенно. Брошенный камень движется не по совершенному пути, а по прямой. Красота ночного звездного неба, его движение, его жизнь отличалась от земных явлений. Следовательно, земное несовершенное, оно отлично от небесного, совершенного.

Пройдет не одно столетие и немецкий "философ И.Кант найдет нечто совершенное и на Земле, правда, находящееся в человеческой душе: "Две вещи всегда меня останавливали это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне", заметит Кант.

Дрение греки поняли, что в небе планеты движутся по раз и навсегда заданным орбитам, движение же земных тел резко отличается от движения неба. Греки это объясняли тем, что движение планет и всего небесного подчиняется воле Богов, их посланцы, строгие богини Эринии следят, чтобы планеты совершали свои движения строго по кругу – совершенной фигуре. На Земле камень, брошенный человеческой рукой, летит по прямой – несовершенной линии.

Вторая проблема – где в космосе находится Земля? Она – в центе планетной системы. Все небо движется вокруг Земли. Это была геоцентрическая точка зрения на строение Космоса, разработанная древнегреческим космологом Птолемеем. Этой точки зрения придерживался и Аристотель.

Однако, у древних греков появляется мыслитель, живший на острове Самосе, Аристарх Самосский, который выдвинул точку зрения на строение Космоса, противоположную господствующей парадигме. Не Земля находится в центре Космоса, а Солнце. Земля является одной из планет, вращающихся вокруг Солнца. Это был первый удар по антитезе земное-небесное, который нанес Аристарх Самосский. Следовательно, не человек находится в центре Космоса, а Солнце, Человек не находится в чем-то выделенном из Космоса, он – обитатель одной из планет, которая наравне с другими планетами совершает свой бег вокруг Солнца,

Эти вопросы прибрели трагическую окраску в 16-17вв., когда эта же идея была высказана польским астрономом Н.Коперником. Первоначально, эта идея не вызвала особого беспокойства со стороны католической церкви . Мало того, К.Коперник посвятил свою книгу "Трактат о революции небесных тел" (революция по отношению к небесным телам означает вращение) Папе Римскому.

И Папа с благодарностью принял этот трактат. Книгу опубликовали, когда Н.Коперник находился на смертном одре.

Эта идея была физически обоснована Г.Галилеем. И здесь начались неприятности. Итальянского физика Г.Галилея стали преследовать. Почему? Во-первых, учение Коперника-Галилея противоречило тексту Библии.

Библия отображает то, что фиксирует обыденное сознание людей. Человек воспринимает Солнце как нечто движущееся и именно это находит место в библейских преданиях. Там есть рассказ о том, как Иисус Навин остановил Солнце. Навин, мужественный воин побеждал своих врагов, но Солнце быстро двягалось к Земле, чтобы уйти за горизонт. И Навин испугался, что может не допобедитъ своих врагов. Тогда он обратился с горячей просьбой к Богу, что бы он остановил Солнце. Бог внял, просьбе Навина, Солнце остановило свой бег, а Навин завершил свою победу.

Значит, библия говорит об остановке Солнца, а Галилей утверждает, что нужно было бы остановить Землю. Но и это еще не самое главное. Главной темой Библии является идея искупительной жертвы Иисуса Христа. Если Земля – одна из планет, то, возможно, и на других планетах есть жизнь и существуют другие люди, то как же понять жертву И.Христа? Для кого Христос принес жертву – для землян или еще для других людей?

Суд инквизиции осудил учение Г.Галилея и заставил его отречься от своих идей. И Г.Галилей отрекся! Правда, существует легенда, что по окончанию приговора Галилей воскликнул: "А все-таки она вертится!". Но это только легенда Однако, правдой является и то, что спустя более 150 лет церковь принесла свои извинения за приговор, который она когда-то вынесла Г.Галилею.

С другим известным сторонником системы Н.Коперника – Джордано Бруно получилось гораздо хуже. Его сожгли в Риме на площади Цветов. За что? В нашей литературе это пример поясняется как пример преследования со стороны церкви гелиоцентрической системы. Церкви это – не по нраву.

Однако, если заглянуть в документы судебного процесса, то там, кроме того, есть и другие обвинения: I) Д.Бруно проповедовал секуляризацию церковных владений, а именно, он предлагал отобрать церковные земли и передать их государству. Это задело интересы духовенства; 2) Д.бруно попал в Италию из протестантских стран. И его обвинили в шпионаже в пользу протестантов, т.е. Бруно был заслан протестантской церковью к католикам с целью шпионажа. Этого было достаточно, чтобы сжечь Д.Бруно.

Впоследствии церковь не просто извинилась перед Бруно, а объявила его святым мучеником. В конце концов, церковь примирилась. Не так это и страшно, что есть другие планеты и другие люди. Иисус пострадал за всех, а не только за людей на Земле! И сейчас: католики учат, что Земля вращается вокруг Солнца.

Гелиоцентрическая система нанесла удар по противоположности земного и небесного. Другой удар был нанесен метеоритами. С неба падали камни. Это еще наблюдали в Древней Греции. Камень падал с неба, следовательно, небесное становилось земным! Камни были таки же как и на Земле. Осколки других планет падают на Землю. Таких сообщений было все больше и больше. Эти сообщения шли в основном из деревень от крестьян, которые сообщали о падающих камнях с неба. И тогда парижская Академия наук приняла постановление, суть которого заключалась в том, что крестьяне –неграмотны и их сообщения не следует принимать во внимание. Никаких камней, падающих с неба нет и быть не может, поскольку свод неба – это не твердь!

Но обилие падающих камней заставило французских академиков отступиться, И сейчас метеоритам придается большое значение, их тщательно исследуют и делают выводы о Космосе. Однако, с падающими камнями случаются и курьёзы. Лет 15 назад в бывшем СССР было опубликовано сообщение, которое звучало как сенсация о том, в одном из метеоритов обнаружены следы органических соединений, т.е. обнаружены следы жизнедеятельности, однако, все кончилось конфузом: этот "метеорит" упал с самолета! Подобные сообщения появлялись и в американской печати. Одной из основных проблем космологии – это вопрос о конечности и бесконечности мироздания. Эту проблему невозможно исследовать эмпирическим путем, т.е. путем наблюдений и измерений. Правда, оговоримся сразу, что были такие последователи А.Эйнштейна, которые пытались "взвесить" Вселенную, однако, они исходили из одной из возможных моделей Вселенной, следовавшей из теории относительности А.Эйнштейна.

Проблема конечности или бесконечности мроздания – это проблема метафизическая и пока не видно перспектив её научного решения. Греки рассматривали обе возможности, исследуя, например, проблему бесконечности Вселенной с помощью мысленного эксперимента. Некий пифакореец Архит берет в руку копьё и, бросив его вперед, движется по Вселенной. Если Вселенная конечна, то Архит дойдет до конца, если нет, то Архит продолжает свой эксперимент.

Идея бесконечности вселенной была положена в основу системы Демокрита и Эпикура. Они учили о том, что наш мир это только один из возможных космосов. Существуют и другие миры, такие же как наш. А между мирами Эпикур поместил Богов.

Сторонником идеи бесконечности Вселенной был Д.Бруно. Наука 18-19 вв.стоит на точке зрения бесконечности Вселенной. Однако, в концу 19 в. идея конечности мира начинает приобретать своих сторонников, что , в конце концов, приводило к опровержению примера – хохмы с крпъем. Была выдвинута новая онтологическая идея: мир может быть кончен, но безграничен.

Как это понять? Представим себя в виде двухмерных существ, вроде тех, которые перемещаются на киноэкране, только мы движемся по поверхности Земли и рассуждаем: эта поверхность конечна или бесконечна? Мы можем начать ползти из Одессы по Черному морю, далее через Турцию, потом можем проползти через Южный полюс Земли, а можем и иным путем, и наконец, попадем обратно в Одессу. Есть ли граница? Её мы не нашли, конечно, если иметь в виду не административную границу, а границу, где мы бы обнаружили "конец" Земли. Так и наш мир, наша Вселенная. Нет такого конца света".

Подобно тому, как для двухмерных существ не обнаружилось конца Земли которая представляет собой некоторое трехмерное образование, так и теперь для трехмерных людей Земли не обнаруживается конца мира, который может представлять собой нечто четырехмерное . Вселенная, наш мир может быть конечным, но безграничным образованием. Мы можем отправиться путешествовать на космической ракете, вылететь из Солнечной систем к звезде Альфа Центавре и затем вернуться вновь к себе на Землю. Вместо нас это может сделать и световой луч, который пробежав по конечной Вселенной может вновь вернуться на землю. Существует рассказ о том, что сын А. Эйнштейнам спрашивал о том, что может находиться вон за той звездой. "А за той звездой что находится?", не унимался мальчик. "Тоже звезда" отвечал Эйнштейн. "Ну, а за той что находится?" – "А за той звездой находимся мы с тобой!".

Идея конечной, но безграничной Вселенной составляет основу космологии, связанной с теорией относительности А.Эйнштейна. В специальной или частной теории относительности рассматривается относительность пространства-времени, в общей теории относительности связывается гравитация и метрия. Одним из следствий Общей теории относительности является модель цилиндрической Вселенной! Вселенная конечна в пространстве, однако бесконечна во времени, получается примерно что-то вроде 4-х-мерного цилиндра.

В пользу конечности Вселенной говорят и некоторые данные наблюдений На ночном небе мы видим отдельные звезды или отдельные звездные скопления. Если бы мир был бесконечен, то во всех направлениях мы должны были бы наблюдать бесконечно большое число звезд и ночное небо тогда бы сияло как как Солнце, оно было блестящим, а не черным, на котором мы наблюлотдельные звезды.

Далее. Если бы Вселенная была бесконечной, то она обладала бы бесконечно большим гравитационным потенциалом, что не наблюдается в на земных условиях. Эти два парадокса соответственно именуются как фотометрический и гравитационный, которые можно рассматривать как аргументы в пользу конечности Вселенной.

Аргументом в пользу бесконечности Вселенной служит теория "тепловой смерти" Вселенной. Это еще один парадокс, связанный с трактовкой второго начала термодинамики. Первое начало термодинамики, закон сохранения и превращения энергии говорит о том, что энергия существует в виде качественно своеобразных видов энергии: тепловой, механической, электромагнитной и др. Все виды энергии могут превращаться друг в друга при определенных условиях. В замкнутых системах в процессах превращения энергии она сохраняется, т.е. ее численное значение остается постоянны

Второе начало термодинамики говорит о направлении этих процессов превращения энергии из одного вида в другой. В формулировке Р.Клаузиус второе начало термодинамики выражается так: тепло не может само собой перейти от системы с меньшей температурой к системе с большей температурой. Для того, чтобы происходил тепловой процесс, нужна разница температур. Если температуры одинаковы, то никаких событий не происходит, тепло не переходит от одного тела к другому.

В.Оствальд дает другую формулировку второго начала термодинамики: нёвозможен вечный двигатель второго рода, т.е. тепловая машина, которая производила бы подъем груза только за счет охлаждения теплового резервуара.

Направленность тепловых изменений в физике выражается посредством понятия энтропии – особой функции состояния замкнутой системы. Второе начало термодинамики посредством понятия энтропии формулируется следующим образом: в реальных процессах энтропия замкнутой системы возрастает.

Для работы всевозможных паровых двигателей непременным условием дол­жна быть разница температур, если этой разницы нет, то тепло не будет переходить от более нагретого тела к менее нагретому, что означает оста­новку процесса.

"Если Вселенная конечна и существует бесконечное число разно нагретых тел, то тепло само собой будет переходить от более нагретых тел к менее нагретым. За какое-то время этот процесс может завершиться, т.е. произойдет выравнивание температур. Более нагретые тела остынут, а менее нагретые тела повысят свою температуру. У всех тел Вселенной будет одинаковая температура и никаких событий происходить не будет. Энергия остается, она сохраняется, но она не используется. Наступает то состояние, которое физики назвали "тепловая" смерть Вселенной.

Выход один: признать бесконечность Вселенной, поскольку только в такой Вселенной процесс выравнивания температур не может закончиться.

Теория относительности дает одну из возможных моделей Вселенной, причем, смущает то, что эта модель зависит от плотности материи во Вселенной. Некоторые ученики А.Эйнштейна пытались вычислить вес Вселенной, так сказать, взвесить Вселенную. И, если плотность Вселенной является конечной величиной, то и сама Вселенная будет конечной.

Если плотность Вселенной стремится к нулевому значению или равна нулю, то материя является редкой и Вселенная оказывается бесконечной.

Существуют разные модели Вселенной. Вопрос о моделях Вселенной является метафизическим вопросом, спорным, не имеющим однозначного решения. В бывшем СССР в 30-тые годы дискуссии о моделях Вселенной идеологизировались. Официальная философия диалектического материализма признавала бесконечность Вселенной. Конечную Вселенную могла признавать только реакционная философия, поповщина. В дискуссиях по книге Г.Ф.Александрова "История западноевропейской философии" главный советский идеолог А.А.Еданов в своем выступлении сказал следующее: "Не понимая диалектического хода познания, соотношения абсолютной и относительной истины, многие последователи Эйнштейна, перенося результаты исследования законов движения конечной, ограниченной области вселенной на всю бесконечную вселенную, договариваются до конечности мира, до ограниченности его во времени и пространстве" (А.А.Жданов. Выступление на дискуссии по книге Г.Ф.Александрова "История западноевропейской философии" 24 июня 1947 г .).

В начале 50-х годов в Риме состоялся конгресс астрономов при папской Академии наук. В нем приняла участие советский космолог Исаевич, которая вернувшись, говорила о том, что страшно поражена докладом папы, который солидаризировался не с Эйнштейном, а с советскими учеными и признал бесконечность Вселенной. Поскольку Бог бесконечен, то и Вселенная создана им по своему образу, как бесконечная. Таким образом, диамат оказался в одном лагере с поповщиной и против теории относительности.

Впоследствии появились разумные доводы физика и астронома Зельманова, который утверждал, что не следует все вопросы, связанные с миром в целом обязательно соотносить с основным вопросом философии. И в материализме и в идеализме возможны признания и конечности и бесконечности Вселенной. Все эти вопросы не решаются однозначно. В частности, аргументы в пользу конечности или против конечности не являются окончательными.

Фотометрический парадокс может быть объяснен и с точки зрения идеи бесконечности Вселенной. Материя может поглощать свет и мы можем видеть лишь близлежащие к нам звезды. Можно объяснить и другие парадоксы. Проблема "тепловой" смерти вовсе не требует признания бесконечности Вселенной. Почему? Мы можем и не заметить, что существует "тепловая" смерть, что происходит постепенное замедление всех процессов. Может быть мы уже находимся в состоянии "тепловой" смерти, происходит выравнивание температур и замедление всех процессов. Земля вращается все медленнее и стрелки моих часов вращаются так же все медленнее. И мы можем не заметить, что наступает замедление! Все изменения совершаются в одну сторону.

Пусть человек живет сто лет. Это 100 оборотов Земли вокруг Солнца, но когда Земля замедляет свой бег, то 100 оборотов также составят продолжительность человеческой жизни. Когда Земля будет останавливаться, мы можем этого и не заметить. Еще Аристотель, разбирая апорию Зенона Элейского Ахиллес и Черепаха, отмечал, что Зенон делит пространство, но забывает делить время. У Ахиллеса бесконечное количествеотрезков времени.

До сих пор говорили о замкнутой Вселенной в пространстве, но открытой во времени, т.е. Вселенной в виде некоторого цилиндра. Есть другие модели. Если вы были внимательны и смотрели на фасад здания Одесского университета, то должны были заметить, что на нем скромно висит памятная доска, где сообщается, что здесь учился всемирно известный физик Г'амов. Когда я писал дипломную работу, то мне, критиковавшему Гамова, было всыпано по первое число. Не за критику, а за одно упоминание имени этого физика, поехавшего на конференцию в США и не вернувшегося в СССР. В США Гамов выдвинул идею: Вселенная имела начало во времени! Сначала был один атом, потом этот атом взорвался и этот взрыв породил нашу Вселенную. Многие факты, относящиеся ко Вселенной, находят свое объяснение. Вселенная состоит из огромного количества атомов водорода – это подтверждение водородной гипотезы Проута и идеи древнегреческого философа Фалеса Милетского, что все возникло из воды.

Далее. Вселенная с тех пор расширяется. Это расширение Вселенной есть экспериментальный факт, который был известен и до Гамова. Спектр отдаленных звезд смещается в красную сторону. В I929 г. американский астроном Хаббл обнаружил, что в спектрах удаленных от нас галактик спектральные линии смещаются в красному концу. Если для объяснения этого факта привлечь эффект Доплера, то это означает, что галактики "разбегаются" от нас со скоростью, которая зависят от расстояния. Скорость "разбегания" галактик может достигнуть скорости, близкой к световой.

Если проследить этот процесс разбегания галактик в обратном направлении, то можно предположить, что существовала какая-то начальная точка времени, когда началось взрывообразное расширение Вселенной. В настоящее время гипотеза большого взрыва очень широко распространена, однако, не все её поддерживают. Вселенная конечна в пространстве, хотя и безгранична, но конечна во времени.

Эта гипотеза перекликается с библейской легендой о сотворении мира.

Космологический постулат . Как распределена материя в Космосе? Она где-то сосредоточена, а потом – пустота? Или она распределена равномерно распределена. Этот вопрос метафизический и решить его эмпирически не представляется возможным. С точки зрения космологического постулата материя в пространстве распределена равномерно. Однако, это – узкий постулат, не учитывающий ход времени.

Широкий космологический постулат утверждает то, что материя в данный момент распределена равномерно и будет в дальнейшем распределена равномерно .

Далее. Очень важен вопрос о существовании жизни в Космосе. Жизнь это уникальное явление или же это – нечто общее, т.е. жизнь существует и на других мирах. Эти вопросы не решаются эмпирически, хотя есть попытки решить эти вопросы эмпирическим путем. В США есть программа – просматривается и прослушивается с помощью приборов и мощных телескопов Космос для того, что бы как-то удостовериться в том, что есть или нет жизни в отдаленных мирах, используются разные способы, связанные с посылкой энергетических сигналов. Можно послать вопросы удаленной цивилизации, закодировать в вопросах нечто познавательно общее, например, строение атома водорода и передать им. Остается подождать положительного ответа. Однако, до сих пор никакой информации из Космоса еще не получено. Этот вопрос также является метафизическим.

Исследователи этого вопроса часто меняют свои позиции. В этом плане интересна эволюция взглядов Шкловского, который вначале был сторонником признания жизни на других мирах. Шкловский предложил идею о том, что спутники Марса Фобос и Деймос являются космиче скими кораблями, прилетевшими из Космоса. Однако, впоследствии Шкловский резко изменил свою точку зрения: жизнь – это уникальное явление во Вселенной и именно на планете Земля созданы все условия для жизни. Нужно беречь жизнь на Земле и не подвергать её опасности. Уничтожить жизнь на Земле, это значит уничтожить её во Вселенной.

Аргументы сторонников и противников уникальности жизни на Земле носят теоретико-системный характер. Если бы была жизнь во Вселенной, то где-то она могла достичь совершенства и представители более высокой цивилизации вступили бы с нами в контакт. Но, контакта нет.

Есть возражение и на эту точку зрения: может быть, они уже вступали и продолжают вступать с нами в контакт, но мы этого не можем понять. Если бы мы вступили в контакт с муравьями, они этого подобно нам, не поймут и могут воспринять как естественное явление природы.

Существует масса заявлений о том, что есть посланцы из Космоса –летательные аппараты в виде, как их прозвали на Земле , летающих тарелок, управляемых пилотами с других цивилизаций. Само последнее сообщение о тарелках появилось в одной из одесских газет, в котором утверждалось, что они в огромном количестве прилетели к Чернобыльской АЭС и помогали тушить атомный пожар. Чернобыльскую АЭС погасили не ликвидаторы, а инопланетяне. Если бы не помощь инопланетян, то не было бы и Киева (Стовпник М. НЛО над Чорнобильской АЕС // Чорноморськи новини в і д 5.09.1998).

С метафизической точки зрения сказанное здесь нельзя ни доказать, ни опровергнуть. (………………………………………………..) Если система молода и незрела, то она растет, расширяется, Так поступают маленькие, незрелые люди – дети, они растут, расширяются, т.е. происходит экспансия во вне. Соответственно, зрелая цивилизация прекращает экспансию во вне и начинает экспансию во внутрь. Возможно этим объясняется тот факт, что боле развитые цивилизации до сих пор не вступили с нами в контакт.

Антропный принцип. Изучая вселенную, физики и космологи обнаружили целый ряд физических констант, которые соответствуют тому, что жизнь может существовать только при этих параметрах. Эти константы ограничивают диапазон жизни: определенный температурный интервал, давление и т.п. Мы не можем жить на поверхности Солнца, между тем как неживая материя на Солнце живет! Получается, что Вселенная так организована, так подобраны её константы, чтобы жизнь возникла и можно жить в ней!

В заключении можно отметить, что проблемы мира в целом чрезвычайно интересны и сохраняют свой метафизический, т.е. внеопытный смысл.